воскресенье, 5 февраля 2017 г.

Детские страхи.

Возрастные детские страхи

 Этой категории страха подвергаются все дети. Особенно явно их переживают личности утонченно чувствительные и эмоциональные, в этом проявляются их особенности психического и личностного становления. Основные типичные страхи ребенка несложно распределить по основным возрастным периодам.
Первые шесть месяцев: неожиданный звук, шум, громкая речь; резкие движения окружающих людей; угроза падения, плохое удержание. От семи месяцев до одного года: громкий шум, звуки бытовой техники; незнакомые люди; переодевание и купание (боязнь водостока в ванной комнате); смена привычного окружения (другой интерьер квартиры, поликлиника); высота и угроза падения; непредвиденные обстоятельства. От одного года до трех лет: громкий шум, звуки бытовой техники; расставание с близкими; незнакомые сверстники, незнакомые люди; купание (боязнь водостока в ванной комнате), процесс укладывания ко сну (страх отключения сознания, первые осознанные кошмары во сне, неожиданное пробуждение); травмы и падения; туалет (унитаз и процесс спуска воды); перестановка мебели; резкая смена погоды (особенно гроза). От трех до шести лет: громкий шум, звуки бытовой техники; смерть (близких людей, животных); ночные кошмары; огонь или пожар; болезнь и больницы; резкая смена погоды (особенно гроза). От шести до семи лет: громкий шум, звуки бытовой техники; сказочные и другие создания «потусторонней» реальности (Баба-Яга, призраки, зомби и прочая «нечисть»); травмы, порезы; потеря родителей; темнота и одиночество перед сном (кошмары и видения); переход в школу; физическое наказание родителей; конфликты или непонимание со сверстниками в школе.

Невротические детские страхи

 Невротические страхи зарождаются в следствии: продолжительных, неулаженных переживаний; сильных психических встрясок на фоне нездорового нервного перенапряжения (боязни темноты и одиночества); неудовлетворительной самоуверенности и заниженной самооценки, отсутствием навыков психологической самозащиты.
Наличие бесчисленных страхов у детей являются основанием для подозрения проявляющихся симптомов невроза. Неврозам присуще: крайняя эмоциональная насыщенность переживаний; продолжительное прохождение и стабильность; отрицательное влияние на становление личности и характера; уклонение от встречи с объектом боязни; неприятие нового и неизвестного; затрудненное избавление от страха; патологические поступки, демонстрации (нередко, к примеру, обнаруживаются странные и шокирующие ритуалы). Ситуативные и личностные детские страхи Ситуативный страх появляется в крайне нетипичной, шокирующей ситуации (как при нападении собак). Иногда он проявляется как следствие нервного «инфицирования» паникой в местах массового собрания людей, горестных ожиданий в коллективе, в подавленной горем семье; или поражает человека, ставшего жертвой жизненных злоключений.

«Врожденные» и «приобретенные» детские страхи

 Детские страхи условно возможно подразделить еще на два подтипа: «врожденные» и «приобретенные»: «Врожденные» страхи характерны определенной возрастной фазе развития ребенка. С трех летнего возраста у малыша неистово развивается фантазия, воображение, образное мышление; но он еще чрезвычайно наивен, доверчив и внушаем. И когда ребенок пережил какую-то страшную жизненную ситуацию без явно видимого вреда для себя, страхи могут проявиться спустя значительный промежуток времени в несколько дней и даже недель. Шести – семилетним детям становится понятен смысл смерти, они начинают реально опасаться за свою жизнь и даже не очень страшные природные катаклизмы (гроза, гром, ураган) вызывают у них испуг. «Приобретенные» страхи проявляются у ребенка по следующим причинам: имело место какое-то реальное событие (малыш боится собак, поскольку его укусили); произошла «нехорошая» встреча с какими-то лицами; было допущено «запугивание» в процессе воспитания – внушенный страх; имели место семейные конфликты (малыш боится природы, животных, болезней, смерти; ему часто снятся кошмары); имело место «запугивание» из неожиданного источника: СМИ, ТВ – программа, неосторожно прочитанная сказка.

Комментариев нет:

Отправить комментарий