Развитие активной творческой личности - одна из
важнейших проблем психологической и педагогической теории и практики. Идея
обучения, ориентированного на поддержание и развитие творческого потенциала,
лежит в основе ответа на насущный вопрос: как учить детей, начиная с ранних
возрастов, чтобы не погасить искру творчества, заложенную в каждом ребенке
изначально?
Каждый здоровый ребенок, рождаясь, обладает
колоссальными возможностями развития способностей по всем видам человеческой
деятельности. Но эти возможности не остаются неизменными и с возрастом
постепенно угасают, слабеют. Чем старше становится человек, тем труднее развить
его способности.
Творческие способности могут развиваться только в
творческой деятельности и не могут созреть сами по себе. Их формирование
происходит благодаря закреплению того нового, что несет с собой жизненный опыт.
И чем раньше этот опыт коснется ребенка, тем лучше для успешного развития его
творческого начала.
Творческий потенциал личности есть в каждом, но не все
стремятся на протяжении всей жизни его развивать.
Дошкольный возраст - благоприятный период для развития
творчества. Именно в это время происходят прогрессивные изменения во многих
сферах, совершенствуются психические процессы, такие как внимание, память,
восприятие, мышление, речь, воображение, активно развиваются личностные
качества, а на их основе - способности и склонности.
Творческий потенциал личности является неким ядром его
внутренних сил, помогающий ему самореализоваться. Часть качеств, которые
обуславливают его потенциал, формируется генетически, часть - в период детского
развития, а остальная составляющая появляется в разные периоды человеческой
жизнедеятельности.
Творческая личность – это личность с высоким уровнем
культуры, обладающая творческим потенциалом, способная к саморазвитию и
саморегуляции.
Педагоги и психологи считают, что творчеству можно
научить и следует учить, оно не является врожденным качеством личности и
развивается постепенно под воздействием воспитания и обучения. Ребенку
необходимо помочь развить ту деятельность, которой он начинает заниматься. Сам
он не найдет эти средства, он сможет открыть только самые примитивные из них, и
творчество его обречено остаться на самой низкой ступени.
В то же время творчество дошкольника – это не просто
результат педагогического воздействия.
Дети являются субъектами творчества, активными
участниками процесса развития. Поэтому творчество ребенка отличается
неповторимостью, искренностью переживаний и ярко выраженной оценкой того или
иного явления.
Эффективным средством развития творческого потенциала
дошкольников, по мысли ученых, являются продуктивные виды деятельности.
Для того, чтобы развить свой потенциал, необходимо
развивать такие качества как:
1.Инициативность.
2.Способность двигаться вперед.
3.Уверенность в себе.
4.Стремление по максимуму использовать появившиеся
возможности.
5.Доводить начатое дело до финального конца.
Педагоги-практики отмечают, что если ребенок
талантлив, он талантлив во многих сферах. Это говорит о том, что способности,
проявляющиеся в одном виде деятельности, качественно влияют на развитие других.
Воспитание личности, обладающей богатым творческим
потенциалом, способной к саморазвитию и самосовершенствованию, умеющей
справляться с возрастающим потоком проблем, начинается в детские годы.
Очевиден тот факт, что традиционных подходов в решении проблемы развития
творческих способностей детей недостаточно. Необходимо наполнить современный
образовательный процесс новым содержанием, принципами, методическими идеями,
ориентированными на развитие творческой устремленности, инициативы, интереса,
вдохновения.
Процесс познания предполагает усвоение универсальных
действий ориентировки в окружающем, т. е. развитие и совершенствование целого
комплекса способностей.
Они позволяют ребенку самостоятельно анализировать
действительность, находить решения в новых и неожиданных ситуациях произвольно,
а к концу дошкольного детства осознанно относиться к собственной деятельности.
В исполнительских видах деятельности (пении,
рисовании, играх-драматизациях, танцах) развитие способности к творчеству идет
от подражания взрослому к попытке самостоятельного переноса приобретенного
опыта в повседневную жизнь, а затем и к творческой инициативе.
Активно развиваются творческие способности в
художественных видах деятельности: музыкально-ритмической, театрализованной,
музыкально-игровой, рисовании и лепке, художественно-речевой. Возрастная
сенситивность и характерная для дошкольников реакция на непосредственные
впечатления, доставляемые органами чувств, чуткость к образно-эмоциональным
моментам, типичное для данного периода соотношение первой и второй сигнальной
систем способствуют притягательности художественной творческой деятельности в
дошкольном детстве, развитию творческого воображения.
Комментариев нет:
Отправить комментарий