На пороге ДОУ.

Здравствуй, Детский сад!!!

«Как помочь ребенку в период адаптации»
При поступлении ребенка в дошкольное учреждение происходит ломка стереотипов: из знакомой семейной обстановки малыш попадает в непривычную среду, таящую много неизвестного. Четкий режим дня, отсутствие родителей, другой стиль общения, новые требования к поведению, контакт со сверстниками, новое помещение – все эти изменения создают стрессовую ситуацию. Возрастная система адаптационных механизмов приводит к психическому напряжению, в результате нарушается сон, аппетит, появляются страхи, ребенок часто болеет.
Характер адаптации зависит от следующих факторов:
- возраста детей;
- состояния здоровья и уровня развития ребенка;
- биологического и социального анамнеза ребенка в период беременности матери.
В детском саду попытки решения проблемы адаптации в основе сводятся к рекомендациям родителям максимально приблизить режим дня ребенка к режиму учреждения. Кроме того, у некоторых воспитателей сложилось упрощенное представление  об эмоциональных реакциях детей, впервые пришедших в детский сад. Они считают, что плач и капризы – результат избалованности и изнеженности в семье. Многие вообще не видят проблемы: «Скучно ребенку в садике? Плачет? Ничего страшного, поплачет и престанет». В таких случаях процесс привыкания  затягивается, у ребенка формируется защитно-оборонительная реакция и, как следствие, негативное отношение к дошкольному учреждению.
Чтобы этого не произошло, необходим комплексный подход к решению проблемы адаптации.
1. Создание эмоционально благоприятной атмосферы в  группе.
2. Работа с родителями, которую желательно начать еще до поступления ребенка в детский сад.
3. Правильная организация игровой деятельности в адаптационный период, направленной на формирование эмоциональных контактов «ребенок-взрослый» и «ребенок-ребенок» и обязательно включающей игры и упражнения.  

Скоро в школу!!!

Мотивационная готовность к школе.
Одна из проблем наших будущих школьников - это неравномерная готовность к школе. Если Ваш ребенок обладает достаточным уровнем произвольного поведения, это еще не означает, что полностью готов к обучению. Сегодня мы рассмотрим еще один важный компонент - мотивационную готовность.
Что это такое? 
Это желание ребенка идти в школу, вызванное адекватными причинами (мотивами). 
Вот они:
Учебный ("хочу учиться в школе, чтобы научиться чему-либо, стать другим, потому что мне нравится учиться"); если до школы у ребенка не было положительного опыта обучения (например, в каком-нибудь кружке), то и учебного мотива не будет.
Познавательный ("мне учиться интересно, там много узнают нового, много рассказывают"); одного такого мотива недостаточно для мотивационной готовности, т.к. он довольно быстро себя исчерпывает, проза жизни не интересна.
Позиционный ("хочу заниматься важным, значимым делом, "как взрослый", хочу чувствовать себя взрослым"). Этот мотив связан с изменением отношения взрослого к ребенку со стороны семьи - если игра кажется неважной для взрослых, то учеба - наоборот. Теперь немного о неадекватных мотивах, по которым ребенок хочет идти в школу:
Игровой ("хочу в школу, т. к. там можно поиграть, там много ребят, там весело"); часто такой ребенок носит в школу игрушки, больше всего любит переменки.
Социальный ("учиться в школе необходимо, чтобы потом выбрать себе профессию, обеспечивать свою жизнь, без учения ничего не добьешься"). Вы можете удивиться, почему этот мотив неадекватный - ведь вроде, правильно рассуждает! Однако, не надо забывать, что Вашему ребенку 6-8 лет, а долгосрочная перспектива, о которой он "рассуждает" - новообразование только подросткового возраста. Таком образом, ребенок младшего школьного возраста может только повторять социально одобряемый вариант, который не является его собственным, внутренним.
Внешние (для учебного процесса). Их может быть множество, например, "я хожу в школу, потому что там не укладывают спать", "потому что для нее покупают портфель", "потому что туда идет Вася (друг)", "потому что там ставят пятерки", "потому что меня мама заставляет" и т.д.
Провести простую диагностику мотивационной готовности Вашего ребенка Вы можете сами. Задайте ему прямой вопрос: "Ты хочешь в школу?" Если ответ "да" - попробуйте выяснить, почему он этого хочет.
Начните разговор так:
"Все дети по-разному рассказывают, почему они хотят идти в школу. Хочешь я тебе расскажу..?"
И расскажите 6 историй про девочку - если у Вас дочь, или мальчика - если у Вас сын.
В каждой истории обыгрывается один из мотивов, про которые мы говорили выше.
Ну, например, так: 
"Жила-была девочка Катя. Вот исполнилось ей 7 лет и собралась она идти в школу. Пошла она к маме и сказала: "Мам, я хочу учиться в школе, все в нашем дворе уже учатся - и Вася из первого подъезда, и Любочка, и Маринка с пятого этажа, одна я осталась, хочу вместе с ними… А в это время Вася из первого подъезда хвастался во дворе: "Смотрите, какой мне портфель подарили за то, что я сказал, что в школу хочу!" "А я в школу хочу, потому что мне учиться нравится - я и читать уже умею…" - это Любочка вмешалась в разговор. И т. д."
Вы можете задействовать все приведенные выше детские высказывания, которые показывают, какой мотив преобладает у ребенка.
Можете нарисовать картинки про этих детей, чтобы Ваш ребенок не забыл историю.
Затем спросите ребенка:
"Как ты думаешь, кто из этих детей прав?" - этот вопрос может спровоцировать социально одобряемый ответ.
"С кем бы из них ты хотел бы дружить (играть)?" - этот вопрос подталкивает на выбор игрового мотива.
"Кто из этих детей тебе больше нравится?" - наиболее достоверный вопрос.
На основании ответов ребенка Вы можете понять, действительные мотивы его желания учиться в школе.
Теперь рассмотрим тех, кто сразу заявляет, что не хочет идти в школу. Есть два варианта - "еще не хочет" и "уже не хочет". Это совсем не означает, что Ваш ребенок не готов к обучению, просто у него уже есть негативный опыт, на основании которого он заключил, что "в школе плохо".
Причин такого отношения может быть несколько:
Во-первых, негативный опыт обучения (например, с 4-х лет на дом приходят учителя или ребенка отправляют в прогимназию и сразу требуют от него произвольности - сидеть за партой, поднимать руку при ответе и т.д.)
Во-вторых, негативный опыт брата или сестры (дошкольник сравнивает свою жизнь, когда у него много времени на игры, общение, и жизнь брата, который сидит за уроками, его ругают за плохие отметки и т.д.)
В-третьих, проблемы ребенка, связанные с развитием (например, у него хуже всех в детском саду получается аппликация, лепка, рисование; он с трудом сам одевается и т.д., за все это другие дети могут его дразнить и, конечно, ему совсем не хочется в школу, где требований еще больше и придется опять общаться с теми, кто дразнится).
В-четвертых, наличие проблем в семье. Да-да, уважаемые родители, Ваш ребенок переживает за вас, особенно если никак не может вмешаться, сделать что-либо. А это тормозит его личностное развитие, нет направленности на будущее и на школу, в том числе.
Справиться своими силами с этими проблемами достаточно сложно, лучше до этого просто не доводить. Если же все же Ваш ребенок упорно считает, что в школе плохо, лучше обратиться к специалисту, который поможет скорректировать положительное отношение к обучению, подскажет, как лучше дать ребенку свой собственный положительный (!) опыт школы.
Что делать, если Ваш ребенок хочет в школу, не обладая адекватными мотивами? 
Адекватную мотивацию надо развивать!
Конечно, специалист это сделает лучше, но и вы, дорогие родители, можете кое-что сделать.
Чем нам нравится заниматься больше всего?
Конечно же, тем, что получается!
Поэтому поощряйте своего ребенка, хвалите, чтобы ему нравился сам процесс учения. Если что-то не получается - не ругайте его и не восклицайте "Да сколько же можно повторять, это же так просто!" Просто помогите, сделайте это вместе с ребенком. Вы, в данном случае, играете роль Учителя, и ребенок должен понять, что учитель именно помогает, работа идет совместно.
Хороший ход - поиграть в школу, меняясь ролями - пусть ребенок будет то учеником, то учителем. Это поможет ему лучше усвоить систему отношений в школе между педагогом и школьниками.

Комментариев нет:

Отправить комментарий