Консультация для воспитателей.
Тема зарождения и становления межличностных отношений
чрезвычайно актуальна, поскольку множество негативных и деструктивных явлений
среди молодежи, наблюдаемых в последнее время (жестокость, повышенная
агрессивность, отчужденность и пр.), имеют свои истоки в раннем и дошкольном
детстве. Это побуждает обратиться к рассмотрению развития отношений детей друг
с другом на ранних этапах онтогенеза, с тем, чтобы понять их возрастные
закономерности и психологическую природу возникающих на этом пути деформаций.
С самого рождения ребёнок живёт среди людей и
неизбежно вступает во взаимодействие с ними. Поэтому опыт первых отношений как
со взрослыми, так и со сверстниками является фундаментом для дальнейшего
развития личности ребёнка. Как известно, потребность ребенка в общении со
сверстниками возникает несколько позже, чем его потребность в общении со
взрослыми. В дошкольный период потребность в общении выражена очень ярко и,
если она не находит своего удовлетворения, то это приводит к неизбежной
задержке социального развития. А создает наиболее благоприятные условия
правильного воспитания и развития, именно коллектив сверстников, в который
ребенок попадает в детском саду.
Данная проблема широко освещена в
психолого-педагогической литературе. Т.А.Репина в своих исследованиях обращалась
к вопросу развития отношений детей в группе детского сада. А.А.Рояк составила
психологическую характеристику трудностей в межличностных отношениях у
дошкольников в условии группы. Р.А.Иванкова, Р.Л.Кричевский изучали влияние
деятельности на взаимоотношения детей.
На протяжении дошкольного возраста общение детей друг
с другом существенно изменяется. В этих изменениях можно выделить три
качественно своеобразных этапа (или формы общения) дошкольников со
сверстниками.
Этапы развития общения в дошкольном возрасте
В младшем дошкольном возрасте ребенок ждет от
сверстника соучастия в своих забавах и жаждет самовыражения. Ему необходимо и
достаточно, чтобы сверстник присоединился к его шалостям и, действуя с ним
вместе или попеременно, поддержал и усилил общее веселье. Каждый участник
такого общения озабочен, прежде всего, тем, чтобы привлечь внимание к себе и
получить эмоциональный отклик партнера.
|
2этап: Ситуативно-деловая форма общения (4 – 5 лет)
|
В возрасте 4 – 5 лет возникает потребность в
ситуативно-деловом сотрудничестве со сверстником. Сотрудничество, в отличие
от соучастия, предполагает распределение игровых ролей и функций, а значит, и
учет действий и воздействий партнера. Содержанием общения становится
совместная деятельность. На этом же этапе возникает другая и во многом
противоположная потребность в уважении и признании сверстника.
|
3этап: Внеситуативная форма общения (5-7лет)
|
Развитие внеситуативности в общении детей происходит
по двум направлениям. С одной стороны, увеличивается число внеситуативных
контактов: дети рассказывают друг другу о том, где они были и что видели,
делятся своими планами или предпочтениями, дают оценки качествам и поступкам
других. С другой стороны, сам образ сверстника становится более устойчивым,
не зависящим от конкретных обстоятельств взаимодействия. К концу дошкольного
возраста возникают устойчивые избирательные привязанности между детьми, появляются
первые ростки дружбы.
|
Влияние игры на развитие межличностных отношений
дошкольников
Игра – основной вид деятельности в дошкольном
возрасте. По определению известного педагога А.П. Усовой, дошкольники – это
первое своеобразное детское общество, возникающее в совместных играх детей, где
они имеют возможность самостоятельно объединиться друг с другом и действовать
как маленькими, так и большими группами. Именно в этих совместных играх ребенок
приобретает социальный опыт, необходимый для развития у него качества
общественности.
А.С. Макаренко писал: "Игра имеет важное значение
в жизни ребенка, имеет то же значение, как у взрослого имеет деятельность,
работа, служба. Каков ребенок в игре, таков во многом он будет и в работе,
когда вырастет". Таким образом, развитие общения у детей происходит в
различных видах деятельности, в том числе и в игре. В играх протекает жизнь
детского общества с его непосредственными потребностями.
Существуют разные классификации игр. К примеру
классификация игр, предложенная Г. А. Урунтаевой:
Игры с правилами:
- народные,
- дидактические,
- подвижные.
Творческие игры:
- сюжетно – ролевые,
- строительные.
Но в центре внимания при рассмотрении игры как формы
организации детской жизни стоит не тот или иной тип игры, а воспитание детей
через игры, в процессе игр, воспитание в духе общественного поведения и
поступков.
Формирования межличностных отношений посредствам
игровой деятельности должно базироваться на следующих принципах
1. Безоценочность. Любая оценка (независимо от ее
валентности) способствует фиксированности на собственных качествах,
достоинствах и недостатках. Именно этим обусловлен и запрет на любое вербальное
выражение отношения ребенка к сверстнику. Минимизация речевых обращений и
переход к непосредственному общению (экспрессивно-мимическим или жестовым
средствам) может способствовать безоценочному взаимодействию.
2. Отказ от реальных предметов и игрушек. Как
показывает практика, появление в игре любого предмета отвлекает детей от
непосредственного взаимодействия. Дети начинают общаться «по поводу» чего-то и
само общение становится не целью, а средством взаимодействия.
3. Отсутствие соревновательного момента в играх.
Поскольку фиксированность на собственных качествах и достоинствах порождает
яркую демонстративность, конкурентность и ориентацию на оценку окружающих, мы
исключили игры, провоцирующие детей на проявление данных реакций.
Е. Смирновой была разработана систему игр для детей 4—6-летнего
возраста состоящую из 7 этапов, каждый из которых имеет определенные цели и
задачи. Главной задачей которых является привлечение внимания ребенка к другому
и его различным проявлениям: внешности, настроениям, движениям, действиям и
поступкам. Предлагаемые игры помогают детям пережить чувство общности друг с
другом, учат замечать достоинства и переживания сверстника и помогать ему в
игровом и реальном взаимодействии. Игровые взаимоотношения отражают отношения
по сюжету и роли. Если это роль Карабаса–Барабаса, то он в соответствии с этой
ролью будет злобно относиться к детям. Реальные взаимоотношения – это
взаимоотношения детей как партнеров, выполняющих общее дело.
Задачи и цели игр
|
|
1-Й ЭТАП:
ОБЩЕНИЕ БЕЗ СЛОВ
|
Основной задачей является отказ от речевых способов
общения, столь привычных для детей, и переход к жестовым и мимическим
средствам коммуникации, которые требуют большего внимания к другим.
|
2-й ЭТАП
ВНИМАНИЕ К ДРУГОМУ
|
На втором этапе внимание к сверстнику становится
смысловым центром всех игр. Подстраиваясь к другому и уподобляясь ему в своих
действиях, дети учатся замечать самые мелкие детали движений, мимики,
интонаций своих ровесников.
|
3-й ЭТАП
СОГЛАСОВАННОСТЬ ДЕЙСТВИЙ
|
На этом этапе отрабатывается способность к
согласованности движений, что требует ориентации на действия партнеров и
подстройки к ним.
|
4-й ЭТАП
ОБЩИЕ ПЕРЕЖИВАНИЯ
|
Четвертый этап предполагает погружение детей в общие
для всех переживания — как радостные, так и тревожные. Создаваемое в играх
мнимое чувство общей опасности объединяет и связывает дошкольников.
|
5-й ЭТАП
ВЗАИМОПОМОЩЬ В ИГРЕ
|
На пятом этапе вводятся ролевые игры, в которых дети
оказывают друг другу помощь и поддержку в трудных игровых ситуациях.
|
6-й ЭТАП
ДОБРЫЕ СЛОВА И ПОЖЕЛАНИЯ
|
На шестом этапе становится возможным вербальное
выражение своего отношения к сверстнику, которое по правилам игры должно
иметь исключительно положительный характер (комплименты, добрые пожелания,
подчеркивание достоинств другого и пр.)
|
7-й ЭТАП
ПОМОЩЬ В СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
|
На седьмом этапе проводятся игры и занятия, в
которых дети оказывают друг другу реальную помощь в совместной деятельности.
|
Межличностные отношения дошкольников очень сложны и
противоречивы, они имеют свои специфические особенности. Это в основном связано
с тем, что общение с детьми более многообразно и в игре у детей могут
проявляться те качества и личностные характеристики, которые не проявляются в
общении со взрослыми, например, способность придумывать новые игры. Также в
общении со сверстниками всем видам деятельности присуща яркая эмоциональная
насыщенность: дети приобретают способность сочувствовать другим детям,
переживать чужие радости и печали как свои собственные.
Все дети стремятся к общению: подходят к сверстникам,
смотрят, как они играют или рисуют, обращаются с просьбой, подают упавшую вещь
или молча, слушают разговаривающих. Но не всегда ребенку, особенно
малоактивному, удается вступить в контакт с кем хочется. Трудно складываются
взаимоотношения со сверстниками и у тех, кто пришел в группу детского сада из
семьи и не имеет навыков общения в коллективе.
Результаты работы над данной темой в основном
подтверждают гипотезу о том, что положительные взаимоотношения у детей
дошкольного возраста будут формироваться эффективнее, если организовать
развивающую среду для совместной игровой деятельности с включением разных видов
игровой деятельности и исходя из этого можно сделать следующие заключение:
•общение со сверстниками играет важнейшую роль в жизни
дошкольника и является условием формирования общественных качеств личности
ребенка;
•игру можно использовать как средство формирования
способности к общению, так как именно с помощью игры педагог способен помочь
ребенку установить контакт с окружающим миром, а также со сверстниками и
взрослыми.
Комментариев нет:
Отправить комментарий