четверг, 25 января 2018 г.

Психологическая безопасность ребёнка в ДОУ.

Безопасность - это такое явление, без которого не могут нормально развиваться ни государство, ни организации, ни тем более люди. Потребность в безопасности является базовой в иерархии потребностей человека, без частичной удовлетворенности которой невозможно гармоничное развитие личности, достижение самореализации.

Психологическая безопасность способствует удовлетворению и развитию социально – ориентируемых потребностей ребёнка, сохранению и повышению его самооценки, обеспечивает более полное раскрытие личностных потенциалов. Поэтому обеспечение психологической безопасности личности ребёнка в ДОУ является основной задачей педагогов и включает в себя:
1) Неприемлемость психологического насилия (отсутствие психологического насилия предполагает уважение к личности ребёнка, учёт индивидуальных потребностей и межличностных отношений, сложившихся в коллективе детей, когда соотношение дисциплинирующих и негативных воздействий и оценок уменьшаются в пользу организующих и позитивных, а педагогические установки динамичны и адекватны).
2) Преобладание диалогической направленности субъектов общения, т.е. позиция взрослого и ребёнка должны быть равноправными, как позиция соучащихся, совоспитывающихся, сотрудничающихся людей.
3) Преобладание гуманистической центрации у субъектов образовательного процесса, т.е. максимум требований к детям и максимум уважения к ним.
Работа по обеспечению психологической безопасности будет направлена на создание условий для сохранения психологического здоровья воспитанников и предупреждение возникновения факторов, которые являются дисфункциональными, угрожающими развитию личности дошкольника.
Рассмотрим подробнее факторы, приводящие к возникновению угрозы психологической безопасности ребёнка в ДОУ. Условно их делят на внешние, внутренние и общие.
К внешним факторам, приводящие к возникновению угрозы психологической безопасности относят:
- дисфункциональное взаимодействие в системах «ребёнок-ребёнок», «ребёнок-взрослый», «ребёнок - средовое окружение».
В системе «ребёнок - взрослый» это:
- преобладание авторитарного стиля общения с детьми (воспитатель объясняет, рассказывает, показывает, доказывает, требует, проверяет и оценивает. Дети должны внимательно слушать, наблюдать, запоминать, выполнять, отвечать, без проявления инициативы и самостоятельности, без наличия уважения и доверия к личности растущего человека);
- манипуляция детьми, наносящее серьёзный ущерб позитивному развитию личности (это проявляется в том, что взрослые стремятся всё сделать за ребёнка, тем самым лишая его самостоятельности и инициативы, как и деятельности, так и в принятии решения).
В системе «ребёнок- ребёнок» это:
- дисгармоничное межличностные отношения детей в группе (бывает так, что детское сообщество отвергает кого-то из сверстников, а воспитатель долгое время этого не замечает или не находит достаточно эффективных средств, для устранения такого явления, в результате у отвергнутых детей появляется чувство дезориентации в микросоциуме, каковым является для ребёнка детский сад);
- отсутствие понятных ребёнку правил, регулирующих его поведение в детском обществе.
В системе «ребёнок - средовое окружение» это:
- враждебность окружающей среды ребёнка, например, когда ему ограничен доступ к игрушкам, не продумано цветовое и световое оформление пространства, когда отсутствуют необходимые условия для реализации возрастных новообразований, например, естественной потребности в движении, когда действуют необоснованные запреты;
- наблюдение интеллектуально-физические и психо-эмоциональные перегрузки из-за нерационально построенного режима, однообразие будней.
Внутренними источниками угроз психологической безопасности ребёнка могут быть:
1.                  Сформировавшиеся в результате неправильного воспитания в семье привычки негативного поведения (неряшливость, агрессивность, капризность, привычка быть в центре внимания).
2.                  Осознание ребёнком на фоне других детей своей неуспешности. Это способствует формированию комплекса неполноценности и зарождению такого, например, отрицательного чувства, как зависть.
3.                  Отсутствие автономности. Прямая зависимость во всём от взрослого, рождающая чувство беспомощности, когда приходится действовать самостоятельно.
4.                  Патология физического развития, например, нарушение зрения и слуха и т. п.
Общим же источником угроз психологической безопасности ребёнка являются информация, которая неадекватно отражает окружающий его мир, т. е. вводит его в заблуждение, и в мир иллюзий. Проще говоря, когда взрослые обманывают детей (запугивание, необоснованные обещания и т.д.)
И это можете привести к психологическому стрессу.
Признаки стрессового состояния малыша при нарушение его психологической безопасности могут проявляться:
- в трудности засыпания и беспокойном сне;
- в усталости после нагрузки, которая совсем недавно его не утомляла;
- в беспричинной обидчивости, плаксивости или, наоборот, повышенной агрессивности;
- в отсутствии уверенности в себе, которая выражается в том, что ребёнок всё чаще ищет одобрение у взрослого, буквально жмётся к ним;
- в том, что он постоянно сосёт соску, палец или жуёт что-нибудь, слишком жадно без разбора ест, заглатывая при этом пищу (иногда, наоборот, отмечается стойкое нарушение аппетита);
- в игре с половыми органами;
- в снижении массе тела или, напротив, начинающих проявлений симптомах ожирения;
- в дневном и ночном недержании мочи, которых ранее не наблюдалось, и в некоторых других явлениях.
Отсюда следует, что в дошкольном учреждении должна быть разработана, система общей и индивидуальной психологической защиты детей. Включающая в себя:
- Наличие у педагога потребности в обратной связи от детей в том, как ими воспринимается те или иные формы совместной деятельности (экраны настроений, успехов и другой способ фиксации состояний после деятельности)
- Учет и изучение межличностных взаимоотношений воспитанников. Использование знаний о симпатиях-антипатиях между детьми для построения успешной работы (использование результатов социометрии).
- Преобладание положительных оценок над отрицательными. Отношение к личности ребёнка как к самостоятельной ценности.
- Склонность к косвенным средствам воздействия на ребёнка. Примером косвенного замечания могут быть замечания взглядом, а непубличное указание ребёнку на его ошибки, просчёты, недостатки в поведении.
- Отсутствие жёстких педагогических установок: «любимчики», гордость группы, способные-с одной стороны, нелюбимые, «тупые», «бездарные» - с другой, и безликая масса, «серость» - с третей стороны.
Надёжным показателем того, что средства психологической безопасности выбраны. Верно, служат хорошее настроение ребёнка, проявляемое им чувство бодрости, радости, уверенности.


Комментариев нет:

Отправить комментарий