Безопасность - это такое явление, без которого не могут нормально
развиваться ни государство, ни организации, ни тем более люди. Потребность в
безопасности является базовой в иерархии потребностей человека, без частичной
удовлетворенности которой невозможно гармоничное развитие личности, достижение
самореализации.
Психологическая безопасность способствует
удовлетворению и развитию социально – ориентируемых потребностей ребёнка,
сохранению и повышению его самооценки, обеспечивает более полное раскрытие
личностных потенциалов. Поэтому обеспечение психологической безопасности
личности ребёнка в ДОУ является основной задачей педагогов и включает в себя:
1) Неприемлемость психологического насилия (отсутствие
психологического насилия предполагает уважение к личности ребёнка, учёт
индивидуальных потребностей и межличностных отношений, сложившихся в коллективе
детей, когда соотношение дисциплинирующих и негативных воздействий и оценок
уменьшаются в пользу организующих и позитивных, а педагогические установки
динамичны и адекватны).
2) Преобладание диалогической направленности субъектов
общения, т.е. позиция взрослого и ребёнка должны быть равноправными, как
позиция соучащихся, совоспитывающихся, сотрудничающихся людей.
3) Преобладание гуманистической центрации у субъектов
образовательного процесса, т.е. максимум требований к детям и максимум уважения
к ним.
Работа по обеспечению психологической безопасности
будет направлена на создание условий для сохранения психологического здоровья
воспитанников и предупреждение возникновения факторов, которые являются
дисфункциональными, угрожающими развитию личности дошкольника.
Рассмотрим подробнее факторы, приводящие к
возникновению угрозы психологической безопасности ребёнка в ДОУ. Условно их
делят на внешние, внутренние и общие.
К внешним факторам, приводящие к возникновению угрозы
психологической безопасности относят:
- дисфункциональное взаимодействие в системах
«ребёнок-ребёнок», «ребёнок-взрослый», «ребёнок - средовое окружение».
В системе «ребёнок - взрослый» это:
- преобладание авторитарного стиля общения с детьми
(воспитатель объясняет, рассказывает, показывает, доказывает, требует,
проверяет и оценивает. Дети должны внимательно слушать, наблюдать, запоминать,
выполнять, отвечать, без проявления инициативы и самостоятельности, без наличия
уважения и доверия к личности растущего человека);
- манипуляция детьми, наносящее серьёзный ущерб
позитивному развитию личности (это проявляется в том, что взрослые стремятся
всё сделать за ребёнка, тем самым лишая его самостоятельности и инициативы, как
и деятельности, так и в принятии решения).
В системе «ребёнок- ребёнок» это:
- дисгармоничное межличностные отношения детей в
группе (бывает так, что детское сообщество отвергает кого-то из сверстников, а
воспитатель долгое время этого не замечает или не находит достаточно
эффективных средств, для устранения такого явления, в результате у отвергнутых
детей появляется чувство дезориентации в микросоциуме, каковым является для
ребёнка детский сад);
- отсутствие понятных ребёнку правил, регулирующих его
поведение в детском обществе.
В системе «ребёнок - средовое окружение» это:
- враждебность окружающей среды ребёнка, например,
когда ему ограничен доступ к игрушкам, не продумано цветовое и световое
оформление пространства, когда отсутствуют необходимые условия для реализации
возрастных новообразований, например, естественной потребности в движении,
когда действуют необоснованные запреты;
- наблюдение интеллектуально-физические и
психо-эмоциональные перегрузки из-за нерационально построенного режима,
однообразие будней.
Внутренними источниками угроз психологической
безопасности ребёнка могут быть:
1.
Сформировавшиеся
в результате неправильного воспитания в семье привычки негативного поведения
(неряшливость, агрессивность, капризность, привычка быть в центре внимания).
2.
Осознание
ребёнком на фоне других детей своей неуспешности. Это способствует формированию
комплекса неполноценности и зарождению такого, например, отрицательного
чувства, как зависть.
3.
Отсутствие
автономности. Прямая зависимость во всём от взрослого, рождающая чувство
беспомощности, когда приходится действовать самостоятельно.
4.
Патология
физического развития, например, нарушение зрения и слуха и т. п.
Общим же источником угроз психологической безопасности
ребёнка являются информация, которая неадекватно отражает окружающий его мир,
т. е. вводит его в заблуждение, и в мир иллюзий. Проще говоря, когда взрослые
обманывают детей (запугивание, необоснованные обещания и т.д.)
И это можете привести к психологическому стрессу.
Признаки стрессового состояния малыша при нарушение его психологической
безопасности могут проявляться:
- в трудности засыпания и беспокойном сне;
- в усталости после нагрузки, которая совсем недавно
его не утомляла;
- в беспричинной обидчивости, плаксивости или, наоборот,
повышенной агрессивности;
- в отсутствии уверенности в себе, которая выражается
в том, что ребёнок всё чаще ищет одобрение у взрослого, буквально жмётся к ним;
- в том, что он постоянно сосёт соску, палец или жуёт
что-нибудь, слишком жадно без разбора ест, заглатывая при этом пищу (иногда,
наоборот, отмечается стойкое нарушение аппетита);
- в игре с половыми органами;
- в снижении массе тела или, напротив, начинающих
проявлений симптомах ожирения;
- в дневном и ночном недержании мочи, которых ранее не
наблюдалось, и в некоторых других явлениях.
Отсюда следует, что в дошкольном учреждении должна
быть разработана, система общей и индивидуальной психологической защиты детей.
Включающая в себя:
- Наличие у педагога потребности в обратной связи от
детей в том, как ими воспринимается те или иные формы совместной деятельности
(экраны настроений, успехов и другой способ фиксации состояний после
деятельности)
- Учет и изучение межличностных взаимоотношений
воспитанников. Использование знаний о симпатиях-антипатиях между детьми для
построения успешной работы (использование результатов социометрии).
- Преобладание положительных оценок над
отрицательными. Отношение к личности ребёнка как к самостоятельной ценности.
- Склонность к косвенным средствам воздействия на
ребёнка. Примером косвенного замечания могут быть замечания взглядом, а
непубличное указание ребёнку на его ошибки, просчёты, недостатки в поведении.
- Отсутствие жёстких педагогических установок:
«любимчики», гордость группы, способные-с одной стороны, нелюбимые, «тупые»,
«бездарные» - с другой, и безликая масса, «серость» - с третей стороны.
Надёжным показателем того, что средства
психологической безопасности выбраны. Верно, служат хорошее настроение ребёнка,
проявляемое им чувство бодрости, радости, уверенности.
Комментариев нет:
Отправить комментарий