Говоря
о переживаниях человека употребляют два термина: эмоции и чувства. Это очень
близкие и чаще всего неотделимые друг от друга понятия, но все же они не
тождественны.
Эмоции
– это непосредственное переживание в конкретный промежуток времени. Чувство –
это черта личности, относительно устойчивое отношение к окружающему миру.
Неразрывность эмоций и чувств выражается в том, что чувства проявляются в
конкретных эмоциях.
Эмоции
— особый класс субъективных психологических состояний, отражающих в форме
непосредственных переживаний отношения человека к миру. Слово эмоция произошло
(как и «мотивация») от французского глагола «motive», означающего «приводить в
движение».
Значение
эмоций в жизни человека велико. Они помогают ориентироваться в происходящем,
оценивая его с позиций желательности или нежелательности, под их воздействием
человек может совершать невозможное, так как происходит мгновенная мобилизация
всех сил организма.
Интенсивные
эмоции содержат некоторые общие составляющие:
1)
субъективное переживание – аффективное состояние чувств, связанное с данной
эмоцией;
2)
реакция организма (когда мы расстроены наш голос может дрожать вопреки нашему
желанию);
3)
совокупность мыслей и убеждений, сопровождающих эмоцию (например, переживание
радости сопровождается мыслями и ее причинах: «Ура! Мы едем на море!»);
4)
выражение лица (например, если мы злимся, то нахмуриваем брови);
5)
склонность к действиям, которые ассоциированы с данной эмоцией (например, гнев
может вести к агрессивному поведению).
Протекание
эмоций характеризуется определенной динамикой. Выделяют динамику
кратковременного переживания (возникновение — нарастание — кульминация —
угасание), и динамику длительного чувства, на фоне доминирования которого
разворачиваются различные переживания.
К
классу эмоций относятся настроения, чувства, аффекты, страсти, стрессы. Это так
называемые «чистые» эмоции. Они включены во все психические процессы и
состояния человека. Любые проявления его активности сопровождаются
эмоциональными переживаниями.
Чувства
– высший продукт культурно-эмоционального развития человека. Они связаны с
определенными входящими в сферу культуры предметами, видами деятельности и
людьми, окружающими человека.
Чувства
выполняют в жизни и деятельности человека, в его общении с окружающими людьми
мотивирующую роль. Чувства всегда связаны с работой сознания, могут произвольно
регулироваться. Проявление сильного и устойчивого положительного чувства к
чему-либо или к кому-либо называется страстью.
Страсть
– еще один вид сложных, качественно своеобразных и встречающихся только у
человека эмоциональных состояний. Страсть представляет собой сплав эмоций,
мотивов и чувств.
Аффект
– особое эмоциональное состояние, которое сопровождается видимыми изменениями в
поведении человека. Аффект быстро возникает и бурно протекает. У человека в
состоянии аффекта нарушается сознательный контроль своих действий, человек не
способен адекватно оценивать происходящее. По окончании аффективной вспышки
наступают разбитость и опустошенность, упадок сил, иногда человек засыпает.
Аффекты
способны оставлять сильные и устойчивые следы в долговременной памяти. В то
время как работа эмоций и чувств связана преимущественно с кратковременной и
оперативной памятью.
Стресс
– это понятие ввел Г. Селье, который определял его как состояние сильного и длительного
психологического напряжения, возникающего в результате перегрузки нервной системы.
Стресс
может как мобилизовать ресурсы организма человека, так и оказывать
разрушительное воздействие. Если напряжение сильное и долго не проходит, то
повышается вероятность возникновения соматических заболеваний, усталости,
депрессии.
Таким
образом, эмоции необходимы для выживания и благополучия человека. Не обладая
эмоциями, т.е. не умея испытывать радость, печаль, гнев, вину, мы не были бы в
полной мере людьми. Не менее важна и способность человека сопереживать чужим
эмоциям, способность к эмпатии.
Комментариев нет:
Отправить комментарий