Поскольку
одаренность в детском возрасте можно рассматривать в качестве потенциала
психического развития по отношению к последующим этапам жизненного пути
личности, следует учитывать сложность самой проблемы одаренности детей. Она
связана со спецификой детского возраста (в отличие от одаренности взрослого
человека). Одаренность конкретного ребенка — в значительной мере условная характеристика.
Самые замечательные способности ребенка не являются прямым и достаточным
показателем его достижений в будущем. Нельзя закрывать глаза на то, что
признаки одаренности, проявляемые в детские годы, даже при самых, казалось бы,
благоприятных условиях могут либо постепенно, либо весьма быстро исчезнуть.
Учет этого обстоятельства особенно важен при организации практической работы с
одаренными детьми. Не стоит использовать словосочетание («одаренный ребенок») в
плане констатации (жесткой фиксации) статуса данного ребенка. Ибо очевиден
психологический драматизм ситуации, когда ребенок, привыкший к тому, что он —
«одаренный», на следующих этапах развития вдруг объективно теряет признаки
своей одаренности. Может возникнуть болезненный вопрос о том, что дальше делать
с ребенком, который начал обучение в специализированном образовательном
учреждении, но потом перестал считаться одаренным.
Исходя из этого, в практической работе с одаренными детьми
вместо понятия «одаренный ребенок» следует использовать понятие «признаки
одаренности ребенка» (или понятие «ребенок с признаками одаренности»).
ПРИЗНАКИ ОДАРЕННОСТИ
Признаки одаренности — это те особенности одаренного ребенка,
которые проявляются в его реальной деятельности и могут быть оценены в уровне
наблюдения за характером его действий.
Признаками одаренности в раннем детстве принято считать
неуемное любопытство ребенка, его бесконечные вопросы, большой запас слов и
развитость речи, способность к концентрации внимания на интересующем его деле и
упорство в достижении результата, хорошую память, богатую фантазию с нечетким
отделением реальности от вымысла, доброту, открытость, острую реакцию на
несправедливость.
В более старшем возрасте признаками одаренности считаются
потребность ребенка в коллекционировании и классификации, хорошее чувство
юмора, сформированность навыков логического мышления, оригинальность
ассоциативного мышления, способность четким образом планировать предстоящую
деятельность, гибкость в концепциях, способах действий, социальных ситуациях.
Отмечаются также такие качества личности, как развитые навыки общения,
открытость, активность, настойчивость, энергичность, склонность к риску,
предпочтение сложных заданий, независимость в суждениях и в поведении
(нонконформизм).
В учебной деятельности одаренные
дети отличаются тем, что:
1. Хотят добиваться успехов в
учебе и приобретать знания, не воспринимая это как насилие над собой.
2. Способны к самостоятельным
действиям, благодаря приобретенным ранее умственным навыкам.
3. Умеют критически оценивать
окружающую действительность и проникать в суть вещей и явлений.
4. Погружены в философские
проблемы, касающиеся вопросов жизни и смерти, религии и сущности мироздания.
5. Не довольствуются
поверхностными объяснениями, даже если они кажутся достаточными для их
сверстников.
6. Постоянно стремятся к
самосовершенствованию и стараются все делать хорошо. Отсюда — постановка
завышенных целей и тяжелые переживания в случае невозможности их достижения.
7. Могут полностью
концентрировать внимание и погружаться в проблему, подавляя любые «помехи».
8. Способны фиксировать свой
опыт и оперативно применять его в экстремальной ситуации.
9. Урок для них особенно
интересен, когда имеет место поисковая и исследовательская ситуация,
импровизация и парадоксы.
10. Умеют выделять главное в
проблеме и в жизни, необходимое в данный момент для самореализации.
11. Лучше других своих
сверстников способны раскрывать отношения между явлениями и сущностью,
использовать логические операции, систематизировать и классифицировать
материал.
12. Остро переживают
несправедливость в случае нарушения морально-нравственных норм и отношений.
Признаки одаренности по А. И. Доровскому:
- Ранний дошкольный возраст (2-4 года)
Неуемное любопытство, бесконечные вопросы, умение следить за
событиями, большой словарный запас, увлеченность словесными раскрашиваниями,
развитая речь, употребление сложных слов и предложений (развернутых).
Повышенная концентрация внимания на чем-то одном, упорство в достижении
результата в сфере, которая интересна. Способности к рисованию, музыке, счету.
Нетерпиливость и порывистость, изобретательность и богатая фантазия
Дошкольный
возраст (4-7 лет)
Отличная
память, интуитивные скачки (перескакивание через «этажи»), яркое
воображение. Нечеткость в разграничении реальности и фантазии: преувеличенные
страхи, эгоцентризм, тонкая моторная координация, предпочтение общества
старших детей и взрослых. Доброта, открытость, понятливость.
Превосходное владение искусством речевой коммуникации. Громадная любознательность,
изобретение собственных слов, склонность к активному исследованию
окружающего. Острое реагирование на несправедливость.
Комментариев нет:
Отправить комментарий