Умственное развитие дошкольников осуществляется в
игровой деятельности. В специально созданных взрослыми играх заключены
разнообразные знания, мыслительные операции, умственные и практические
действия, которые дети должны освоить. Крупская Н. К. считала, что «игра для
дошкольников – способ познания окружающего».
Конструирование – один из видов продуктивной
деятельности дошкольника, предполагающий построение предмета, приведение в
определённый порядок и взаимоотношение различных отдельных предметов, частей,
элементов из строительного материала и деталей конструкторов, изготовление
поделок из бумаги, картона, различного природного и бросового материала.
Конструирование является продуктивным видом
деятельности, поскольку направлено на получение определённого продукта.
Выделяют два типа конструирования: техническое и
художественное. К техническому типу относятся: конструирование из строительного
материала (деревянные окрашенные или неокрашенные детали геометрической формы)
; конструирование из деталей конструкторов, имеющих разные способы крепления;
конструирование из крупногабаритных модульных блоков. В техническом
конструировании – дети в основном отображают реально существующие объекты, а
также придумывают поделки по ассоциации с образами из сказок, фильмов.
К художественному типу относится конструирование из
бумаги и природного материала. В художественном конструировании дети, создавая
образы, не только (и не столько) отображают их структуру, сколько выражают своё
отношение к ним, передают их характер, пользуясь цветом, фактурой, формой.
Например, «весёлый клоун», «прекрасный принц».
Создание конструкций из бросового материала может
носить как технический, так и художественный характер. Это зависит от той цели,
которую ставит перед собой сам ребёнок, либо взрослый перед ним.
Конструирование – это деятельность, которая отвечает
интересам и потребностям дошкольников, учитывает психологические особенности
ребёнка дошкольного возраста (наличие развитых форм наглядно-действенного и
наглядно-образного мышления) .
Наиболее доступным для детей является конструирование
из строительного материала. Детали строительных наборов из дерева представляют
собой правильные геометрические тела. Это даёт детям возможность получить
конструкцию предмета, передавая пропорции частей и симметричное их
расположение.
Заниматься с ребёнком конструированием необходимо, так
как :
·
ставит
ребёнка в активную позицию, стимулируя его познавательную деятельность; создаёт
основу для развития фантазии и воображения;
·
создаёт основу
для развития фантазии и воображения;
·
развивает
мелкую моторику рук и глазомер, учит соизмерять мышечное усилие и тренировать
координацию руки и глаза;
·
конструирование
способствует знакомству с сенсорными признаками предметов (цветом, формой,
величиной) и помогает научиться оперировать ими;
·
оперирование
с деталями конструктора позволяет формировать и совершенствовать определённые
типы перцептивных действий, необходимых для использования сенсорных эталонов
при анализе свойств реальных предметов: целенаправленные пробы, практическое
соизмерение и зрительное соотнесение;
·
на основе
практических действий с конструктором осуществляется развитие основных
мыслительных операций: анализ, синтез, сравнение, обобщение;
·
строительные
игры, которые несут практическую, проблемную направленность активизируют детей,
способствуют переносу освоенных умений на другие ситуации;
·
благодаря
созданию материальных конструкций абстрактные понятия (как величина) могут быть
представлены детям в доступной им конкретно-чувственной форме;
·
конструирование
способствует практическому познанию свойств геометрических тел и
пространственных соотношений. В связи с этим речь детей обогащается новыми
терминами, понятиями, которые в других видах деятельности употребляются редко.
В процессе конструирования дети усваивают правильное употребление относительных
понятий: большой – маленький, длинный – короткий, высокий – низкий, широкий –
узкий. Также они упражняются в точном словесном указании направления (над –
под, сзади – спереди, вправо – влево и т. д.) .
Комментариев нет:
Отправить комментарий