Адаптация детей младшего дошкольного возраста к условиям детского сада. Проблемы адаптационного периода.
При поступлении в дошкольное
образовательное учреждение все дети проходят через адаптационный период.
Адаптация — это сложный
процесс приспособления организма, который происходит на разных уровнях:
физиологическом, социальном, психологическом.
Адаптация ребёнка к новым
социальным условиям протекает подчас очень болезненно. Когда ребёнок впервые
приходит в детский сад, происходит ломка привычных форм жизни. Эта резкая смена
условий существования может сопровождаться тяжёлыми переживаниями, снижением
речевой и игровой активности, нередко сказывается и на здоровье ребёнка.
Для ребёнка, не посещавшего
детское учреждение, непривычно всё: отсутствие близких, присутствие незнакомых
взрослых, большое количество детей, новый распорядок дня и т.д. Новая обстановка
выводит ребёнка из равновесия и нередко вызывает у него бурные реакции.
Приём новых детей в группу
связан с некоторыми трудностями и для воспитателей. Не всегда им, так же, как и
родителям, удаётся облегчить процесс привыкания детей к условиям его детского
сада. Часто это связано с тем, что в группу приводят сразу несколько новичков,
постоянно нуждающихся во внимании и ласке.
Адаптацию детей младшего
дошкольного возраста можно разделить на три вида: лёгкая, средняя и тяжёлая.
При лёгкой адаптации поведение
ребёнка нормализуется в течение месяца. Аппетит достигает обычного уровня уже к
концу первой недели, сон налаживается через 1-2 недели. Острых заболеваний не
возникает. Ребёнок вливается в новый коллектив безболезненно, ему там комфортно,
он не устраивает скандалов, когда его ведут в детский сад.
Во время адаптации средней
тяжести сон и аппетит восстанавливаются через 20-40 дней, в течение месяца
настроение может быть неустойчивым. Малыш может периодически всплакнуть, но
ненадолго. Этот период может длиться до двух-трёх месяцев. Чаще всего в это
время заболеваний не избежать. Первые признаки того, что ребёнок адаптировался:
хороший аппетит, спокойный сон, охотное общение с другими, адекватная реакция
на любое предложение воспитателя, нормальное эмоциональное состояние.
Тяжёлая адаптация может
длиться месяцами. В этот период у ребёнка наблюдается ухудшение аппетита,
вплоть до полного отказа от еды, нарушение сна и мочеиспускания, резкие
перепады настроения, частые капризы. Малыш часто болеет, что связано с
нежеланием идти в детский сад. Такие дети чувствуют себя в коллективе
неуверенно, ни с кем не играют.
При тяжёлой адаптации возможен
её срыв, который может привести к заболеванию ребёнка.
К невротическим реакциям,
сопровождающим срыв адаптации, можно отнести: рвоту, пристрастие к личным
вещам, наличие страхов, неуправляемое поведение, стремление спрятаться от
взрослых, истерические реакции.
Чтобы адаптация ребёнка к
детскому саду прошла успешно, нужно начать готовить малыша заранее.
1) Показать ребёнку детский сад,
понаблюдать за прогулкой детей, которые уже ходят в садик. Рассказать о режиме
детского сада, чтобы ребёнка не пугала неизвестность.
2) Научить ребёнка знакомиться с детьми,
вместе играть, обмениваться игрушками.
3) В присутствии ребёнка не выказывать
своих страхов по поводу детского сада, не давать знакомым высказываться
критически в отношении принятого вами решения отдать ребёнка в детский сад.
Уверенность родителей в правильности своего решения вселяет уверенность в
ребёнка, что всё будет хорошо.
В период адаптации необходимо
эмоционально поддерживать малыша, чаще обнимать его, больше общаться.
Детей, которые по прогнозам
легко привыкнут к детскому саду, можно приводить сразу к завтраку к 08.00 часам до дневного сна (12.30 часов), при этом ориентируясь на
эмоциональное состояние ребёнка. Если ребенок чувствует себя спокойно , то воспитателем предлагается оставлять малыша на сончас.
Детей с прогнозируемой
адаптацией средней тяжести предлагается приводить после завтрака к 09.00 часам.
Родитель может играть в группе или гулять вместе с ребёнком (если это потребуется для спокойствия ребенка). За время прогулки взрослые и дети ближе
знакомятся друг с другом. В конце прогулки ребёнка приглашают на обед, но не
настаивают. Обычно ребёнку требуется от одной до двух недель, чтобы спокойно
отпустить маму. После чего ребенка можно оставлять на дневной сон.
Детей с прогнозируемой тяжёлой
адаптацией приводят к 10.00 часам на прогулку с детьми, после прогулки малышу предлагается пообедать со всеми детьми, после обеда мама с ребёнком может немного поиграть в группе. Через какое-то
время ребёнка приглашают в группу сразу после прогулки без мамы.
Таким образом, адаптация
малыша к детскому саду — очень сложный и ответственный процесс. Главное в нём —
не навредить ребёнку, а способствовать его успешному психофизиологическому
развитию.
Чтобы ребёнок чувствовал себя
комфортно, в первое время следует как можно раньше забирать его домой, чтобы он
привыкал к новому окружению постепенно. Надо приложить все усилия, чтобы
создать спокойный, бесконфликтный климат в семье; в выходные дни организовывать
дома такой же режим, как и в детском саду.
Комментариев нет:
Отправить комментарий