Отношение к другому
человеку проявляется, прежде всего, в общении. Отношения можно рассматривать
как внутреннюю психологическую основу общения и взаимодействия людей.
Рассматривая развитие общения детей со сверстниками, мы можем проследить путь
формирования отношения к другим детям. От 2 до 7 лет межличностные отношения
детей проходят достаточно сложный путь возрастного развития, в котором можно
выделить три основных этапа.
На первом этапе (от 2 до
4 лет) общение детей представляет собой эмоционально-практическое
взаимодействие.
Это взаимодействие имеет
весьма специфическое содержание. Оставшись наедине с ровесниками, малыши
кувыркаются, принимают причудливые позы, издают необычные возгласы, придумывают
ни на что не похожие звукосочетания и пр. Подобная свобода и
нерегламентированность общения маленьких детей позволяет предположить, что
сверстник помогает ребенку проявить свое самобытное начало, выразить свою
оригинальность. Характерной чертой такого общения является подражание действиям
сверстника. Подражательные действия становятся средством привлечения к себе внимания
и основой для общих движений. В этих действиях малыши не ограничиваются
никакими нормами в проявлении своей инициативы. Помимо весьма специфического
содержания, контакты малышей имеют еще одну отличительную особенность – они
практически всегда сопровождаются яркими эмоциями. Дети с восторгом повторяют
друг перед другом однотипные действия, как бы зеркально отражаясь, друг в
друге. Повторение движений за сверстником приносит малышам ни с чем несравнимый
эмоциональный подъем (они хохочут, визжат, прыгают и пр.).
Содержание контактов
детей раннего возраста, несмотря на свою внешнюю простоту, не поддается
однозначному определению и не укладывается в привычные рамки общения взрослых
между собой или ребенка со взрослым. Это, бесспорно, практические действия,
предполагающие физический контакт, перемещение в пространстве и пр. Но эти
действия лишены деловой цели. Общение детей друг с другом ярко эмоционально
окрашено, однако квалифицировать его как личностное можно лишь с существенными
оговорками: дети слабо и поверхностно реагируют на индивидуальность партнера,
они стремятся главным образом проявить самих себя.
По-видимому, такое
взаимодействие дает ребенку ощущение его общности с другим, равным ему
существом. Это переживание общности с другим человеком вызывает бурную радость.
Общение ребенка со сверстниками, протекающее в свободной, нерегламентированной
форме, создает оптимальные условия для осознания и познания самого себя.
Сравнивая себя с другими и воспринимая свое отражение в другом, малыши лучше выделяют
самих себя и получают как бы подтверждение своей целостности и активности.
Получая от сверстника ответную реакцию и поддержку в своих играх и затеях,
ребенок реализует свою самобытность и уникальность, что стимулирует самую
непредсказуемую инициативность малыша.
Для младших дошкольников
наиболее характерным является индифферентно-доброжелательное отношение к
другому ребенку.
Трехлетние дети
безразличны к достижениям сверстника и к его оценке со стороны взрослого. В то
же время они, как правило, по предложению взрослого легко решают проблемные
ситуации «в пользу» других: уступают очередь в игре, отдают свои предметы,
правда, их подарки чаще адресованы взрослым (родителям или воспитателю), чем
сверстникам. Все это может свидетельствовать о том, что сверстник еще не играет
существенной роли в жизни ребенка. Малыш как бы ни замечает действий и
состояний сверстника. В то же время его присутствие повышает общую
эмоциональность и активность ребенка. Об этом говорит стремление детей к
эмоционально-практическому взаимодействию, подражание движениям сверстника. Та
легкость, с которой трехлетние дети заражаются общими эмоциональными
состояниями со сверстником, может свидетельствовать об особой общности с ним,
которая выражается в обнаружении одинаковых свойств, вещей или действий.
Ребенок, «смотрясь в сверстника», как бы объективирует себя и выделяет в самом
себе конкретные свойства. Но эта общность имеет чисто внешний, процессуальный и
ситуативный характер.
Решительный перелом в отношении к сверстнику
происходит в середине дошкольного возраста.
В 4–5 лет картина
взаимодействия детей существенно меняется. В средней группе резко возрастает
эмоциональная вовлеченность в действия другого ребенка. В процессе игры или
продуктивной деятельности дети пристально и ревниво наблюдают за успехами
сверстников и постоянно оценивают их. Реакции детей на оценку взрослого также
становятся более острыми и эмоциональными. Успехи сверстников могут вызвать
огорчения детей, а его неудачи вызывают нескрываемую радость. В этом возрасте значительно
возрастает число детских конфликтов, возникают такие явления, как зависть,
ревность, обида на сверстника.
Все это позволяет
говорить о глубокой качественной перестройке отношения ребенка к сверстнику. Ее
суть заключается в том, что в отношениях детей возникает и ярко заявляет о себе
предметное начало. Дошкольник начинает относиться к самому себе через другого
ребенка, который становится предметом постоянного сравнения с собой. Это
сравнение направлено не на обнаружение общности (как у трехлеток), а на
противопоставление себя и другого, что отражает, прежде всего изменения в
самосознании ребенка. После 3 лет собственное «Я» ребенка начинает воплощаться,
«опредмечиваться» в каких-то конкретных умениях или достижениях. Появляется
чувство гордости за свои достижения, стремление продемонстрировать их, получить
похвалу (Т.В. Ермолова). Внутри своего «Я» уже выделены отдельные умения,
навыки и качества. Но выделяться и осознаваться они могут не сами по себе, а в
сравнении с чьими-то другими, носителем которых может выступать равное, но
другое существо – т. е. сверстник. Только через сравнение со сверстником
можно оценить и утвердить себя, как обладателя определенных достоинств, которые
важны не сами по себе, а «в глазах другого». Этим другим опять же для 4—5-летнего
ребенка становится сверстник. Все это порождает многочисленные конфликты детей
и такие явления, как хвастовство, демонстративность, обидчивость,
конкурентность и пр. Эти явления можно рассматривать как возрастные особенности
пятилеток. К старшему дошкольному возрасту отношение к сверстнику снова
существенно меняется.
К 6 годам значительно
возрастает эмоциональная вовлеченность в деятельность и переживания сверстника.
В большинстве случаев старшие дошкольники внимательно наблюдают за действиями
сверстника и эмоционально включены в них.
Иногда, даже вопреки
правилам игры, они стремятся помочь ему, подсказать правильный ход. Если
4—5-летние дети охотно вслед за взрослым осуждают действия сверстника, то
6-летние, напротив, оправдывают их. Они могут объединяться с товарищем в своем
«противостоянии» взрослому («Он не виноват, у него все хорошо получается»). Все
это может свидетельствовать о том, что просоциальные действия старших
дошкольников направлены не на себя, не на положительную оценку взрослого, а непосредственно
на другого ребенка.
К 6 годам у многих детей
возникает непосредственное и бескорыстное желание помочь сверстнику, подарить
или уступить ему. Злорадство, зависть, конкурентность проявляются реже и не так
остро, как в пятилетнем возрасте. Многие дети уже способны сопереживать как
успехам, так и неудачам ровесника. Бескорыстная эмоциональная вовлеченность в
его действия может свидетельствовать о том, что ровесник становится для ребенка
не только средством самоутверждения, не только предпочитаемым партнером по
игре, но и самоценной личностью, важной и интересной, независимо от своих
достижений и своих предметов. Это дает основание говорить, что к концу
дошкольного возраста возникает личностное начало в отношении детей к себе и к
другим.
Такова в общих чертах
возрастная динамика развития отношения к сверстнику в дошкольном возрасте.
Однако она далеко не всегда реализуется в развитии конкретных детей. Известно,
что существуют значительные индивидуальные различия в отношении ребенка к
сверстникам, которые во многом определяют его самочувствие, положение среди
других и в конечном счете особенности становления личности. Особую тревогу
вызывают проблемные формы межличностных отношений.
Далеко не всегда
отношения с другими складываются легко и гармонично. Уже в группе детского сада
существует множество конфликтов между детьми, которые являются результатом
искаженного пути развития межличностных отношений. Вовремя распознать эти
опасные тенденции и помочь ребенку преодолеть их – важнейшая задача воспитателя,
родителя и психолога.
Комментариев нет:
Отправить комментарий