Как научить ребенка дружить.
Истоки умения дружить
закладываются у ребенка в дошкольном возрасте за счет опыта общения со
сверстниками. Однако в современной жизни, когда многие любящие родители
стараются оградить малыша от детского сада, и он все время проводит в основном
со взрослыми, особенно важно обсудить необходимость общения со сверстниками для
формирования коммуникативных умений. Оказывается, в этот период закладывается
очень важное умение отстаивать свои интересы, не нарушая интересы других, и
возможно это только в среде сверстников. Никакие самые талантливые воспитатели
способствовать этому не могут. Так как же это происходит?
Общение друг с другом у
дошкольников происходит в основном в процессе игры. Они распределяют роли,
придумывают сюжет игры, договариваются о том, кто какие игровые действия
производит. Если задействованы игрушки, то обсуждают, кто какой игрушкой будет
играть. Когда игра надоедает, они ее заканчивают, переходя к другой. Что общего
во всех названных сейчас действиях? Их слаженность, приспособленность друг к
другу. Чтобы играть вместе, необходимо предлагать, уступать, договариваться,
т.е. уметь приспосабливаться к интересам других детей.
Вы скажете, а почему
такого не может быть в играх ребенка со взрослым? В них распределять роли,
игрушки, определять сюжет и производить все остальные действия будет ребенок.
Взрослый просто не сможет это сделать, потому что он соглашается играть ради
ребенка, а не получает удовольствие от игры, поэтому ему все равно – управлять
танком или бронированной машиной. Ему не надо договариваться с ребенком, в
какую игру играть. Выбор за малышом. Получается, что взрослый всегда приспосабливается
к ребенку. Который, в свою очередь, не получает опыта приспособления к
интересам других.
Может быть, тогда в играх
со взрослыми у ребенка сформируются предпосылки лидерства, т.е. он будет лучше
уметь отстаивать свои интересы, чем те, которые общаются со сверстниками? Увы,
нет. Поскольку взрослый либо соглашается с ребенком, либо что-то ему запрещает,
но не вступает с ним в компромиссы. У ребенка нет необходимости придумывать
какую-либо игру поинтереснее, чтобы другие захотели в нее играть или доказывать
им, к примеру, чтобы игрушки распределялись по честному.
Дошкольная
среда
Таким образом, только в
общении со сверстниками ребенок учится отстаивать свои интересы, с одной
стороны, и принимать во внимание желания других, чтобы уметь играть вместе, с
другой.
К умению приспосабливаться
к коллективу относят и овладение малышом своими агрессивными импульсами. К 4-5
годам у нормального ребенка обычно учащаются агрессивные проявления. У девочек
они могут принимать форму обзывательств, препирательства или жалоб взрослым. У
мальчиков преобладают физическая агрессия: намерения толкнуть, плюнуть,
ударить. Самое интересное, что попытки завязывания дружеских отношений поначалу
сопровождаются агрессивными проявлениями как следствие обид друг на друга. К
концу дошкольного возраста ребенок приспосабливается к требованиям среды
сверстников, и агрессивные проявления ослабевают. Дети уже умеют отстаивать
свои интересы, не прибегая к агрессии. Хотя не следует говорить о том, что в
идеальном варианте агрессия совсем сойдет на нет. У ребенка с высоким уровнем
общительности должна присутствовать здоровая агрессивность. И, наоборот, полное
отсутствие агрессивности вероятнее всего говорит о боязливости ребенка или же о
его эмоциональной неустойчивости.
– Вова, у тебя, наверное, много друзей?
– Ой, много! Только вот Саша теперь не мой друг. Он
сломал мой пистолет. А в детском саду я играю с Димкой, Толиком, Сашкой. Ой,
нет. Я теперь с ним не играю. Еще есть Лена, Катя, Юля. Юля – это моя невеста.
Мы поженимся…
– А лучший друг у тебя есть?
– Конечно, это Дима, Толик, Петя, Илюша, Павлик и еще
Артем.
Аналогично нужно
относиться и к конфликтам детей. Их не нужно считать показателем неумения
общаться и не стоит особо акцентировать на них внимание. Более того, участие в
конфликтах ребенку дошкольнику даже необходимо, поскольку постепенно он
вырабатывает конструктивные стратегии их разрешения. Намерения детей 3-4 лет в
основном импульсивны и удовлетворяют собственные потребности. Поэтому дети
используют, толкают друг друга, отнимают или ломают игрушки, дразнят, обзывают.
Дети 56 лет уже принимают во внимание потребности других. Могут использовать
убеждение и компромисс.
Можно сказать, что
дошкольное детство вносит весомый вклад в развитие «социабельности» или
социальной привлекательности детей. Если в раннем возрасте формировались только
предпосылки этого, то теперь ребенок уже имеет стойкий набор качеств, которые
либо делают его успешным в общении, либо создают трудности.
Исследования показывают,
что в стабильном детском коллективе можно четко увидеть 3 группы –
признаваемые, отвергаемые, пренебрегаемые (игнорируемые).
Ребенок, которого признают
другие дети, как правило, умен, изобретателен в играх, эмоционально устойчив,
надежен, готов сотрудничать и восприимчив к чувствам других. Кроме того, такой
ребенок компетентен при осуществлении важных для детей видов деятельности,
поскольку остальные оценивают их с точки зрения фактического вклада в то дело,
игру, которую ценят сами сверстники. Другими словами, он редко их обижает и
умеет интересно играть.
«Я дружу только с Женей и Аней. А Олеся.. Она плохая. Она
лезет ко мне все время и дерется…. Я ее тоже бью».
Отвергаемые дети,
напротив, чаще конфликтны, настаивают на выполнении их желаний, не понимают
внутренний мир сверстников. Многие из них имеют трудности с установлением
границ между собой и другими людьми. Они, с одной стороны, позволяют себе
нарушать границы других детей – пристают к ним, вмешиваются в их игры, с
другой, – не умеют держать свои границы. Поэтому сверстники могут их спокойно
обижать, брать их игрушки.
Игнорируемый ребенок – это
тревожный, не имеющий социальных навыков, в особенности не умеющий интересно
играть. Нередко при этом такой ребенок может прекрасно общаться со взрослыми,
комфортно чувствовать себя именно в их среде.
Стоит иметь в виду, что
мнение взрослых очень важно при выработке отношения детей друг к другу. Если
значимый взрослый, воспитатель или родитель отторгает ребенка, вероятнее всего,
его отвергнут и дети.
Большую роль в общении
детей играют подражательность и соревновательность. Если что то есть у одного,
то обязательно нужно другому причем в тот же самый момент. Часто это приводит к
конфликтам. Не быть первым, не победить – осознание дошколенком этого факта
может довести до слез. Взрослым это тоже нужно знать, чтобы правильно оценивать
поступки своих детей.
К 4-5 годам у нормального
ребенка обычно учащаются агрессивные проявления.
Делаем
выводы
Если мы хотим, чтобы
ребенок был социально привлекательным, он должен уметь отстаивать свои
интересы, не нарушая интересы других. Это важнейшее умение закладывается в
дошкольном детстве. Поэтому так важно в это время предоставить ребенку время и
место для свободного общения, для игры, в процессе которой оно и происходит.
Общение в процессе обучения на курсах подготовки к школе, секциях этого не
заменит, поскольку осуществляется под контролем взрослых. Конечно, если в семье
есть дети погодки, это облегчает ситуацию. Но поскольку многодетные семьи у нас
редки, то детский сад или прогулки во дворе с большим количеством сверстников
(последний вариант при условии, что мама не будет вмешиваться в конфликты) –
вот что нужно ребенку дошкольнику.
А что если ребенок часто
болел и не мог ходить в детский сад или же провел дошкольное детство с няней? И
опыта общения со сверстниками у него недостаточно? Нужно «зажать свое сердце в
кулак», потому что ребенка будет очень жалко, и предоставить ему возможность
самостоятельно общаться со сверстниками прямо сейчас! Да, ему будет трудно, но
будем укреплять в нем веру в себя, анализировать ошибки в общении, помогать
делать правильные шаги.
Комментариев нет:
Отправить комментарий