Воображение представляет
собой особую форму отражения, которая заключается в создании новых образов и
идей путем переработки имеющихся представлений и понятий. Начальные формы
воображения впервые появляются в конце раннего детства в связи с зарождением сюжетно-ролевой
игры и развитием знаково-символической функции сознания. Ребенок учится
замещать реальные предметы и ситуации воображаемыми, строить новые образы из
имеющихся представлений.
Воображение
присуще только человеку. Оно позволяет представить результат труда, рисования,
конструирования и любой другой деятельности до ее начала.
В качестве
предпосылок развития воображения выступают представления, которые присущи
ребенку на втором году жизни. Примерно в возрасте 1,5 года ребенок уже узнает
изображенное на картинке. Но рисунок никогда не бывает абсолютной копией
зафиксированного в прошлом опыте предмета. Этот рисунок выделяет самое
существенное в реальном объекте и выступает его знаком. И именно воображение
помогает воспринять изобразительный знак. Воображение достраивает то, чего не
хватает на картинке и что не совсем соответствует имеющемуся в памяти
представлению. При таком узнавании ребенок не достраивает ничего нового.
Поэтому воображение выступает как пассивный процесс. Показателями того, что
ребенок представляет передаваемые в речи события, являются реакция
сосредоточения и адекватные эмоции.
Воображение
дошкольника отличается от воображения взрослого человека. Нам кажется, что
воображение ребенка очень богатое, но на самом деле это не так. Ведь в основе
образов воображения лежит перекомбинирование материала, хранящегося в памяти, а
у детей дошкольного возраста знаний и представлений еще недостаточно.
Отсутствие такого знания можно назвать и недостатком и достоинством детского
воображения. Ребенок легко объединяет разные представления и некритически
относится к полученному результату. Такое явление очень заметно у детей
младшего дошкольного возраста (три - четыре года).
В
реальности дошкольник не создает ничего нового, но для самого ребенка
характеристика новых образов имеет большое значение. До пяти - шести лет, т.е.
на протяжении практически всего дошкольного возраста, у детей отсутствует
замысел или он очень неустойчив и легко разрушается. Для взрослого человека
мечта выступает в качестве так называемого побудителя к действию, а у
дошкольников комбинации образов бесперспективны. Он фантазирует только для
того, что бы фантазировать. Ребенка привлекает сам процесс создания новых
ситуаций, событий, персонажей. И весь этот процесс имеет яркую эмоциональную
окрашенность.
Воображение,
которое только начинает развиваться имеет неразрывную связь с предметом. В этом
случае предмет выступает в качестве опоры. Ребенок трех - четырех лет, в игре,
не может вообразить действие с предметом. Он не может переименовать предмет,
если не действует с ним. Ребенок представляет стул кораблем только тогда, когда
действует с ним. Например: увидел белый халат - стал играть в больницу, увидел
весы - стал «продавцом». Для младших дошкольников в игре опорой выступают
игрушки, а вот для средних и старших - является выполнение взятой на себя роли.
Воображение
ребенка развивается и постепенно переходит к игровому действию с предметом,
которого в реальном мире не существует. В игре ребенок придает предмету новый
смысл и представляет действие с ним в уме, без реального действия. В этом
случае игра происходит полностью в плане представления.
Примерно, к
4 - 5 годам у детей возрастают творческие проявления в деятельности. В первую
очередь это проявляется в игре. А также в ручном труде и при рассказе и
пересказе. У дошкольников в пять лет начинают появляться мечты о будущем.
Таким
образом, воображение превращается в особую интеллектуальную деятельность,
которая направлена на преобразование окружающего мира. Теперь опорой для
создания образа служат не только реальные объекты, но и представления,
выраженные в слове. Начинается бурный рост словесных форм воображения, тесно
связанных с развитием речи, мышления. Ребенок сочиняет сказки, продолжающиеся
истории.
Тем не
менее, воображение дошкольника по-прежнему остается непроизвольным. Предметом
фантазии становится то, что сильно поразило ребенка, увлекло, взволновало.
Рост
произвольности воображения проявляется у дошкольников в развитии умения
создавать замысел и планировать его достижение. Очень часто у младших
дошкольников замысел рождается только после того, как действие выполнено.
Несмотря на то, что дети фантазирую с удовольствием, у них до 5 лет создание новых
образов происходит непреднамеренно. Поэтому на просьбу «придумай сказку» можно
получить отрицательный ответ. Это объясняется тем, что дети еще не умеют
руководить своим воображением.
По
увеличению продолжительности игры на одну и ту же тему и по устойчивости ролей
можно сделать вывод, что у детей возрастает целенаправленность воображения.
Дети 3 - 4 лет (младшие дошкольники) играют 10-15 минут, средние дошкольники (4
- 5 лет) уже играют 40-50 минут, а старшие дошкольники (5-6 лет) могут
увлеченно играть несколько часов и даже дней. У старших дошкольников игровые
замыслы относительно устойчивы и дети часто осуществляют их до конца. Они уже
способны фантазировать произвольно, заранее до начала деятельности планируют
процесс воплощения замысла. Они намечают план достижения цели, предварительно
отбирают и готовят необходимое оборудование.
Целенаправленное
развитие воображения у детей сначала происходит под влиянием взрослых, которые
побуждают их произвольно создавать образы. А затем дети самостоятельно представляют
замыслы и план их реализации.
Когда
дошкольник затрудняется найти в своем опыте объяснение тому или иному факту
действительности, то тут включается воображение. Значит, можно сказать, что
воображение возникает в ситуациях неопределенности.
Реалистический
подход к фантастике в сказке возникает в дошкольном возрасте. Дети 3 - 4 лет не
отличают возможное от невозможного. Они соглашаются с любым замыслом, смешивая
реальные и сказочные события. Но с расширением опыта детей происходит рост
критического отношения к образам воображения. Они начинаю понимать, что в
сказке не все возможно.
Дошкольники
уже понимают логику жизненных связей и стараются следовать ей. Например:
ребенок отказывается съесть сначала третье блюдо, а потом первое. И объясняет
он это тем, что так не бывает.
В возрасте
5 - 6 лет дошкольники начинают создавать воображаемые миры. Например: ребенок
придумывает себе друга, который участвует во всех его играх и вместе с которым
ребенок как будто переживает приключения. Часто, дети и более младшего возраста
рассказывают о вымышленных, но вполне реальных событиях в своей жизни. При этом
они утверждают, что им купили собаку или котенка, отпустили одних в магазин и
т.д. Причина таких фантазий скрывается в личностных проблемах ребенка. Поэтому
их появление серьезный повод для взрослого задуматься. Какие потребности
ребенка не удовлетворяются, о чем он мечтает и к чему стремится, какими видит
свои отношения со взрослыми и сверстниками.
В раннем
детстве ребенок просто дополняет воспринимаемое тем, что было в прошлом. У
детей 3 - 4 лет воображение носит воспроизводящий характер, а его образы
совпадают с образами памяти. Такой характер воображения часто встречается у
детей белее старшего возраста. В этом случае фантазирование определяется как
воспоминание о прошлых событиях. Таким образом, сюжеты детских сказок описывают
реальные ситуации из жизни ребенка. Например: Сергей 4 года 3 месяца, «Жил
большой Дик. Вот Дик на всех рычал, на дядю рычал страшно. А под крылечком жили
котятки. И он них тоже рычал. И все боялись его. Он такой большой и черный, и
еще быстро бегает… всегда за котятками».
А вот
творческий характер воображения зависит от того, в какой мере дети владеют
способами преобразования впечатлений, которые они используют в игре. Средства и
приемы воображения интенсивно осваиваются именно в дошкольном возрасте.
Самым
распространенным приемом в словесном творчестве является создание ситуаций с
помощью наделения персонажей реалистическими действиями. Дошкольник включает
героев в человеческие жизненные ситуации, присваивая им человеческие мысли,
чувства, поступки.
Дошкольники
очень легко соединяют образы, полученные ими из разных источников. Именно
поэтому придуманные ими сказки очень часто носят причудливый характер.
Основные
особенности развития воображения в дошкольном возрасте:
-
воображение приобретает произвольный характер и предполагает создание замысла,
его планирование и реализацию;
-
воображение становится особой деятельностью и превращается в фантазирование;
- ребенок
осваивает приемы и средства создания образов;
-
воображение переходит во внутренний план, отпадает необходимость в наглядной
опоре для создания образов.
Руководство развитием воображения.
Возникновение
и развитие воображения - социально обусловленный процесс. Именно взрослый
закладывает у ребенка механизмы воображения.
Для
дошкольников, игровая деятельность является мощным стимулом воображения.
Выполнение роли, развитие сюжета побуждают ребенка перекомбинировать известные
события, создавать новые и дополнять собственные впечатления. Во время
перевоплощения в разных персонажей ребенок имеет возможность посмотреть на
ситуацию с разных сторон.
В
предметной среде ребенка должны быть не только знакомые для него предметы с
закрепленными функциями, но и предметы неспецифические, полуфункциональные -
бросовый материал, к которому относятся коробки, катушки, обрывки ткани, бумаги
и природный материал (шишки, веточки, желуди). Игра с такими предметами играет
важную роль в развитии воображения у дошкольников. Действуя с ними, наделяя их
разным значением в разных ситуациях - ребенок активно усваивает замещение.
Также необходимо помнить, что развитие воображение тесно связано с освоением
законов родного языка. Именно слово дает возможность ребенку представить и
преобразовать предмет в его отсутствие.
Собственный
опыт дошкольника, богатые представления - создают основу для воображения.
Именно поэтому главной задачей взрослого является научить ребенка способам и
средствам преобразования, развивать его комбинаторные способности. А также,
научит ребенка формулировать различные по степени сложности замыслы и
реализовать их прежде всего в продуктивных видах деятельности.
Руководство
воображение требует от взрослого создания проблемных ситуаций, которые не имеют
однозначного решения и ситуаций, когда решения не определены. Е.Е.Кравцова
показала, как меняется позиция взрослого в общении с ребенком в целях развития
воображения. В младшем дошкольном возрасте правильнее занять позицию
незнающего, неумелого, что бы с помощью реплик и вопросов к ребенку показать,
что одна и та же ситуация может иметь несколько вариантов решения. К 4 - 5
годам стимулом становится соревнование со сверстниками, которым руководит
взрослый: «Кто придумает интереснее?», «Кто придумает иначе, чем у товарища?» А
вот уже для старших дошкольников следует создавать такие условия, что бы он сам
встал в обучающую позицию, особенно в отношении младших детей, рассказывая им
сказки, организуя игры, показывая инсценировки.
Комментариев нет:
Отправить комментарий