Малыш рождается на свет с
готовыми органами чувств: у него есть глаза, уши, его
кожа обладает чувствительностью, позволяющей осязать предметы.
Научить детей точно, полно и расчленено воспринимать предметы, их
разнообразные свойства призвано сенсорное воспитание.
Сенсорное воспитание направлено
на развитие у ребёнка процессов восприятия и получения представлений о
предметах и явлениях окружающего мира.
На основе восприятия цвета формируются и соответствующие
представления о нём. Благодаря этому дети могут не только применять цвет в
своей деятельности (изобразительной, трудовой, игре, но и использовать его как
сигнал к действию в быту (например:
понимать сигналы светофора).
Восприятие цвета отличается
от восприятия формы и величины, прежде всего тем, что это свойство не может
быть выделено практически, путем проб и ошибок. Цвет нужно
обязательно увидеть, то есть при восприятии цвета можно пользоваться только зрительной ориентировкой.
Сначала в определении цвета большую
роль играет сопоставление путём приложения. Когда два цвета вплотную
прилегают друг к другу, ребёнку не сложно обнаружить что цвета одинаковые или что они разные. При этом он
может ещё и не владеть восприятием цвета, не знать, что оба
предмета красные или один из них красный, а другой жёлтый.
Когда малыш научиться определять цвета при их непосредственном контакте, то
есть путём наложения и приложения, можно переходить к задаче выбора, по
образцу, затем к обучению его называния цветов.
Находить предмет по образцу, или
такому же предмету помогают игру: "Постройка башни из
кубиков", "Найди такой же", "Подбери предметы",
"Грибочки, кружочки по местам", "Подбери бабочку к цветку" и т. д. В повседневной жизни
необходимо обращать внимание на цвет одежды, цвет предметов
дома и на прогулке.
Когда ребёнок сможет узнавать цвет и действовать с ним, можно переходить к более
сложному приёму - показу предмета с называнием цвета. Однако
первый приём (показ по образцу, продолжайте использовать. Знакомить детей с названием цвета нужно в следующем порядке: красный-синий, синий-жёлтый, жёлтый-зелёный. И
всегда брать предметы двух цветов, чтобы
ребёнок мог выбрать нужный цвет путём сравнения и прикладывания одного
предмета к другому.
Чтобы убедиться в том, правильно
ли ребёнок третьего года употребляет слова- названия цвета, можно предложить ему следующее задание: положить перед ребёнком 2 кубика красного и
зелёного цвета на расстоянии 12-15 см один от другого (красный -слева от него, а зелёный справа). Скажите
ребёнку, указав на красный кубик: "Это
красный".Аналогичным образом укажите на зелёный, пояснив: "Это зелёный".Затем попросите
ребёнка показать, где красный, и дать вам его (результат оценивается плюсом или минусом).
Кубики меняйте местами 4 раза. Если все 4 раза он показал положительный
результат, то можно считать, что он действительно знает и правильно употребляет
слова (названия этих цветов).
Если же ребёнок допустил хоть
одну ошибку, то есть все основания сомневаться в том,
что он знает названия цветов. И работу необходимо
продолжать.
Запоминание и правильное
употребление слов, обозначающих цвет, -очень сложный и трудный
процесс, формирование его заканчивается только к пяти годам. Именно на третьем
году жизни ребёнок начинает обозначать сенсорные свойства и признаки краткими
пояснениями; белые пятна на голубом фоне - это "идёт снег",
"зайчики прыгают" и так далее. С помощью цвета обобщает характерные признаки достаточно
широкого круга предметов и явлений.
Комментариев нет:
Отправить комментарий