Капризы и упрямство дошкольников.
Капризы и упрямство являются следствием трудностей
социализации. Под социализацией понимается то, как ребенок овладевает
определенными способами поведения, усваивает установленные нормы,
взаимодействует с окружающими.
Капризы детские – особенность
поведения ребенка, выражающаяся в нецелесообразных и неразумных действиях и
поступках, в необоснованном противодействии окружающим, сопротивлении их
советам и требованиям, в стремлении настоять на своем, иногда небезопасном или
абсурдном требовании. Внешними проявлениями капризов детских чаще всего
выступают плач и двигательное возбуждение, принимающие в тяжелых случаях форму
"истерики".
Упрямство – особенность
поведения, в устойчивых формах – черта характера; выступает как дефект сферы
волевой индивида, выражаемый в стремлении непременно поступать по-своему,
вопреки разумным доводам, просьбам, советам или указаниям других людей.
Поведение, характерное активным отвержением индивидом требований других людей,
обращенных к нему. При этом поведение переходит из предметного плана в
межличностный и получает поддержку от мотивов самоутверждения. Может вызываться
чувствами обиды, злобы, гнева, мести… У детей появление упрямства может быть
формой протеста, выражающей недовольство необоснованным подавлением
развивающейся самостоятельности.
Мальчики упрямятся сильнее, чем девочки.
Девочки капризничают чаще, чем мальчики.
Причины появления капризов:
1. Особенности психического
развития ребенка: в своем развитии ребенок проходит определенные
стадии, так называемые возрасты капризов, связанные с естественным стремлением
к самоутверждению и независимости. В
норме естественным (хотя и необязательным) является учащение капризов в периоды
возрастных кризисов, когда ребенок особенно чувствителен к воздействиям
взрослых и их оценкам, трудно переносит запреты на осуществление своих замыслов.
2. Смена обстановки.
Например, когда у ребенка появляются младшие брат или сестра, малыш чувствует,
что перестал быть единственным, и любовь родителей распространяется на кого-то
еще. Единственный приемлемый для ребенка способ преодолеть ощущение одиночества
— бурный протест, выражающийся в ярких вспышках гнева, злости и агрессии.
Недостаток родительской любви — пожалуй, главная причина бесконечных и
беспричинных капризов и непослушания.
3. Различие природных
темпераментов ребенка и взрослых. Часто
родители предъявляют к своему ребенку требования, выполнить которые он не может
именно в силу своих врожденных психологических особенностей. Даже самый
спокойный флегматик начнет капризничать, если вы попытаетесь разговаривать с
ним на языке холерика или сангвиника.
4. Признак или следствие
физического недомогания. Ребенок
может капризничать, если его что-то беспокоит, он болен, но сам этого не
понимает. Ведь дети не могут чувствовать так, как чувствуют взрослые, что
происходит в организме.
Капризы могут быть и на этапе
выздоровления ребенка. Когда он уже хочет принимать активное участие в
подвижных играх, а ему еще нельзя, необходимо продолжать лечение. Он этого не
осознает и начинает капризничать.
5. Могут возникнуть капризы и от переутомления, и от
перенапряжения, и от перенасыщения впечатлениями. Детский ум и воображение нельзя
нагружать множеством развлечений. Даже самые приятные впечатления, но в большом
количестве, не приносят ребенку тех удовольствий, на которые рассчитывают
взрослые, желая доставить ребенку приятное.
6. Недостаток внимания со стороны
взрослых или гиперопека. Ребенок
хочет привлечь к себе внимание. Он выбрал такой способ пообщаться с вами,
потому что ему не хватает вашего общества, любви. Особенно часто капризы по
этой причине встречаются у тех детей, которые окружены излишней заботой и вниманием.
Этим малыши начинают злоупотреблять уже на бессознательном уровне.
7. Реакция на родительский запрет. Капризничая, ребенок хочет добиться
чего-то желаемого: подарка, разрешения гулять или еще чего-то, что родители
запрещают из каких-то непонятных малышу побуждений.
Подобная реакция может возникнуть, если
запрет касается свободы ребенка. Подумайте, сколько раз за день он слышит: «Не
бегай, не вертись, не ползай, не шали!»
8. Самоутверждение. Ребенок выражает протест против
чрезмерной опеки и демонстрирует желание быть самостоятельным. Он должен
чувствовать, что его не только опекают и окружают заботой, но и дают право
самостоятельного выбора, понимают и уважают его.
9. Заласкивание ребенка,
потакание всем его прихотям при полном отсутствии разумных требовании к нему
(так называемые "капризы баловня").
10. Безразличное (мало эмоциональное)
или неотчетливо выражаемое отношение к позитивным и негативным образцам
поведения и действиям ребенка, отсутствие четкой системы поощрения и наказания
("капризы безнадзорного").
Основные пути предупреждения капризов:
1. рациональная организация жизни и всей системы воспитания в
семье;
2. соблюдение режима дня и достаточное
распределение внимания потребностям ребенка, но не чрезмерное;
3. последовательность поведения взрослых
– за первоначальным отказом – не должна следовать уступка;
4. спокойное игнорирование капризов,
когда очевидно, что желания ребенка выходят за рамки дозволенного, разумного;
5. проявление к детям достаточного
внимания, любви, признания, так как капризы иногда носят демонстративный характер
и имеют цель привлечь внимание взрослых;
6. наполнение жизни ребенка
познавательным интересным содержанием.
Причины упрямства.
1. Основная и главная причина упрямства– это взаимоотношения
между родителями и детьми.
2. Нежеланный ребенок (хотели девочку, родился мальчик).
3. Конфликты между родителями.
4. Требования беспрекословного послушания.
5. Перестановка или инверсия семейных ролей (бабушка - мама,
мама – папа, папа устраняется от воспитания или его нет вообще).
Пути преодоления упрямства.
1. Увлечь интересным заданием, игрой, всем тем, что создало
бы условия для адекватной возрасту реализации возможностей, потребностей и
интересов и послужило бы поводом для своевременного одобрения и похвалы;
2. Представить себя на месте ребенка;
3. Сопоставить поведение ребенка дома и в детском саду;
4. Чаще играть с детьми;
5. Общаться «лицом к лицу»;
6. Проигрывать конфликтные ситуации в иносказательной форме с
переменой ролей по возрасту.
Комментариев нет:
Отправить комментарий