Развитие связной речи у
дошкольников – один из наиболее значимых аспектов дошкольного образования
и воспитания. По тому, как хорошо ребёнок владеет
речевыми инструментами (строит фразы и предложения, правильно
подбирает и употребляет словоформы), педагоги составляют мнение об общем
уровне его речевого развития.
Чтобы лучше понимать, как именно
происходит развитие речи в дошкольном возрасте, и как
лучше развить речь у маленького ребёнка, необходимо иметь общее
представление об основных этапах её формирования.
Этапы формирования речи ребёнка дошкольника
3-4 года
Для этого периода
характерен невысокий уровень развития связной речи. Малыш отвечает на
поставленные вопросы односложно: «да» или «нет», оперирует узким набором
признаков в описании предметов или явлений, например, может обозначить, отвечая
на вопрос, цвет или форму предмета.
В этом возрасте у детей
ещё нет возможности самостоятельно пересказать сюжет любимого мультфильма или
рассказа, описать предложенную картинку, им гораздо проще составить небольшой
рассказик, если родители будут задавать наводящие вопросы. Длина такого рассказа
не будет составлять более 3-4-х предложений.
4-5
лет
Ребёнок может пересказать
небольшой рассказ или сказку, пробует рассуждать и анализировать. Это
период активного «почемуканья», а чтобы донести до взрослого суть
беспокоящего его вопроса, малыши обычно старается сформулировать
интересующий их вопрос яснее.
Именно поэтому у наиболее
любознательных детей навыки связной речи развиваются быстрее и эффективнее.
Этот период также интересен началом активного использования диалогов.
Дошкольник не только отвечает, но и спрашивает, учится поддерживать беседу, задаёт
актуальные вопросы, анализирует полученные ответы.
5-6
лет
Для этого возраста
характерен резкий скачок в развитии у детей связной речи. Они становятся
активными участниками речевого процесса, совершенствуют диалогическую и
монологическую речь, без затруднений пересказывают содержание любимой
сказки либо разговор родственников.
Рассказывая о чем-либо,
дошкольники пробуют составлять сложные предложения, употребляют эпитеты и
фразеологические обороты. Важно следить за тем, правильно ли ребёнок
подбирает нужные словоформы, ставит ударения, употребляет новые слова.
Методика описания картинок
на занятиях по развитию речи в этом возрасте уже не может быть основной.
Необходимо предлагать другие упражнения, стимулирующие использование в речи
логических операций (анализа, обобщения), а также творческие задания, например
– самостоятельно закончить прочитанный не до конца рассказ, сочинить, используя
личный опыт, собственную историю.
6-7
лет
Дошкольник становится
полноправным участником речевого процесса. Он переходит от использования в речи
описательных конструкций к рассуждению и анализу, следит за культурой речи,
активно применяет эти навыки в процессе повседневного общения.
Развиваем речь дошкольника. Как?
Что включает в себя
методика, помогающая родителям и педагогам способствовать своевременному
развитию связной речи у детей:
· тренировку дыхательного аппарата
дошкольника, постановку правильного
речевого дыхания;
· регулярные занятия с применением
рекомендованных на данном этапе упражнений, способствующих
совершенствованию связной речи (артикуляционная
гимнастика, скороговорки, логопедические упражнения);
· комплекс мер по развитию мелкой моторики.
Методика постановки правильного речевого дыхания.
Очень важно научить
ребёнка правильной артикуляции во время того, когда он говорит. Для этого нужно
проследить за тем, чтобы у детей в начале разговора происходил плавный и
сильный выдох ртом, при этом говорящий ребёнок должен правильно распределять
расход выдыхаемого воздуха и контролировать время, за которое происходит выдох.
Методика по тренировке
этих навыков предполагает определённый комплекс упражнений, а также контроль
над общим уровнем развития лингвистического аппарата дошкольника. Желательно
также проводить своевременные консультации по речевому развитию детей у
профильных специалистов – дефектолога и логопеда.
Упражнения по развитию речи
Развиваем
слуховую дифференциацию
Методика по тренировке
слуховой дифференциации предполагает умение ребёнка на слух определять те или
иные звуки в длинном потоке речи.
Назови
слова
1. Предложите ребёнку назвать слова,
начинающиеся с определённой буквы – А, Б, П, Т, О, М.
2. Теперь пусть дошкольник назовёт слова,
заканчивающиеся на другие буквы, например: С, Т, Ж, В, К.
3. Продолжайте опыты со словами:
загадайте буквы, например, О, Е, У, Л, В и попросите
назвать те слова, в которых эти буквы находятся посередине.
Тренируем
реакцию и анализируем состав слова
Хлопушка
Назовите букву, наличие
которой в слове дошкольник должен проанализировать. Затем, перечисляя слова,
предложите ему обозначить наличие буквы в них, хлопнув в ладоши. Допустим,
загадана буква «С». Взрослый произносит ряд слов: СЛОН, НИТКА, СВЕТ, КОРОВА, ДЫНЯ,
СТУЛ. Каждый раз, услышав нужную букву, ребёнок должен хлопнуть в ладоши. Со
временем скорость, с которой взрослый говорит слова, можно увеличить.
Придумай
слово
В этом задании ребёнок
должен придумать новое слово. Оно должно начинаться на ту букву, на которую
заканчивается предложенное взрослым слово.
Например: СОВА–АРБУЗ; КРУГ–ГВОЗДЬ, ДОМ–МЕДВЕДЬ и т.д.
Занимаемся
словообразованием
Объясните ребёнку, как
образуются слова, обозначающие качества предметов и указывающие на материал их
изготовления.
Например:
Стекло – стеклянный;
Дерево – деревянный;
Предложите ребёнку
поэкспериментировать самостоятельно, образовав слова-определения от таких
материалов:
Пух,
вода, песок, бумага, свет, дрова.
Занятия с
картинками
Любая методика по развитию
речи предполагает обязательное использование наглядно-дидактического материала.
Наборы картинок с изображением знакомых ребёнку процедур и
процессов (подъём, умывание, уборка, одевание) будут отличным
подспорьем для освоения глаголов, наречий, причастий и деепричастий.
Попросите детей описать
то, что они видят на этих картинках. Малыш помладше, скорее всего, будет
отвечать односложно, используя только глаголы. Ребёнок постарше будет строить
более сложные конструкции, вводя в употребление такие части речи, как наречия и
прилагательные. Это поможет им описать увиденное на картинке более подробно.
Игры для развития речевых навыков
В эти игры можно играть
всей семьёй, больше удовольствия они доставят детям, достигшим 5-6 лет.
Отправляемся
путешествовать
Начиная игру, взрослый сообщает
детям, что вся семья отправляется в поездку. Это может быть поездка любой
тематики: на море, в деревню к бабушке, в поход по горам и т.д.
Затем ведущий предлагает
детям помочь ему собрать багаж, который понадобится в поездке. Необходимо
уточнить задание: на какую именно букву предметы багажа должны называться.
Например, взрослый предлагает назвать необходимые для похода вещи, начинающиеся
на букву «К» (котелок, карта, каремат). Когда предметы, начинающиеся
на предложенную букву, будут исчерпаны, можно предложить другую
букву и продолжить игру. Прекрасная игра для любознательных и наблюдательных
детей!
Строим мосты
Эта методика замечательно
тренирует способность ребёнка подбирать нужные слова, определять лексическое
значение слов, развивает смекалку.
Для такой игры понадобятся
карточки детского лото или самостоятельно изготовленные картинки, изображающие
предметы, с которыми дети часто сталкиваются в повседневной жизни. Задание
заключается в том, чтобы дошкольник нашёл связь между двумя предложенными
картинками и объяснил, что позволило ему объединить эти понятия.
Демонстрируем малышу
картинку, на которой нарисована тарелка (кастрюля, супница) и другую, где
изображены овощи, фрукты. Ребёнок должен «построить» мостик между этими двумя
картинками, объяснив, как они могут быть связаны: в кастрюле может готовиться
суп из овощей либо вариться компот из фруктов. Выполняя это задание, дети
должны проиллюстрировать свои соображения словами, стараясь полно раскрыть
взаимосвязь между предметами.
Скороговорки
Эта замечательная и
эффективная методика поможет научиться выговаривать трудные звуки,
преодолеть образование «каши» во рту и просто весело провести время, остаётся
заучивание скороговорок.
Скороговорки могут быть
самыми разнообразными, но для того, чтобы ребёнок получал удовольствие от этих
занятий, лучше подкреплять занятия по их заучиванию яркими и красочными
картинками, иллюстрирующими ту или иную скороговорку.
В этом отношении отличным
пособием можно назвать книгу «Попробуй, повтори. Русские скороговорки»,
проиллюстрированные детским художником А. Аземшей. Огромные и яркие
иллюстрации этого издания сделают занятия детей по заучиванию скороговорок
весёлыми и долгожданными.
Развитие речи и общение
Родители подрастающих
дошкольников должны понимать, что никакая современная методика по развитию
речи, не заменит пользы от живого человеческого общения. Ведь именно
повседневное общение в домашней обстановке, в стенах дошкольного учебного
заведения или развивающих кружков является залогом
своевременного формирования речевых навыков.
У ребёнка, проводящего
много времени перед телевизором или экраном компьютера, рано или поздно
возникают проблемы, связанные с пополнением словарного запаса, умением чётко и
ясно излагать собственные мысли, анализировать и рассуждать.
Необходимо помнить, что
любая методика старается активно использовать природное детское любопытство,
прекрасно стимулирующее тягу у детей к познанию. Именно
поэтому познавательно-речевое развитие дошкольников является одним из
составляющих элементов детского развития.
В процессе общения с
детьми, родители не только обогащают их познавательную сферу, но и помогают им
упорядочить знания об окружающем мире, создают особые условия для продуктивного
роста личности растущего человека.
Так же вашему вниманию предлагается видео по данному вопросу:
Комментариев нет:
Отправить комментарий