Влияние психологического климата в семье на развитие личности
ребенка.
Семья – это очень важное, ответственное дело
для человека. Семья приносит полноту жизни, счастье, но каждая семья является,
прежде всего, большим делом, имеющим государственное значение. И цель нашего
общества – счастье людей, и одним из его важнейших слагаемых является здоровая,
крепкая семья, ведь именно она растит и воспитывает новое поколение.
Итак, семейная жизнь требует от человека
очень разных знаний и умений, а также навыков, которые формируются в
повседневной жизни, начиная ещё с родительской семьи. В жизни каждого
человека родители играют большую и ответственную роль. Они дают первые образцы
поведения. Ребенок подражает, и стремится быть похожим на мать или отца.
Психологический климат в семье определяет устойчивость внутрисемейных
отношений, оказывает решительное влияние на развитие, как детей, так и
взрослых.
Психологический климат в семье не
является чем-то неизменным, данным раз и навсегда. Его создают члены каждой
семьи, и от их усилий зависит, каким он будет, благоприятным или
неблагоприятным, комфортно будет чувствовать себя ребенок дома или нет.
Так для благоприятного психологического
климата в семье характерны:
·
-
сплоченность в семье (когда и муж, и жена смотрят в одном направлении),
·
-
возможность всестороннего развития личности каждого ее члена,
·
-
высокая доброжелательная требовательность членов семьи друг к другу,
·
-
чувство защищенности и эмоциональной удовлетворенности (когда ребенок знает,
что в семье его любят, радуются за его успехи в гимназии!!!),
·
-
гордость за принадлежность к своей семье (успехи родителей , ребенка
радуют всех членов семьи) ,
·
-
ответственность за свою семью (оно включает и родительский долг, и
сыновний (дочерний) долг и долг брата, сестры, внуков и т.д. Супружеский,
семейный долг – непреходящая нравственная ценность людей) .
Исходной основой благоприятного климата
семьи являются супружеские отношения. Совместная жизнь требует от супругов
готовности к компромиссу, умения считаться с потребностями партнера, уступать
друг другу, развивать в себе такие качества, как взаимное уважение, доверие,
понимание.
Психологический климат в семье
На психологическое состояние, развитие
ребенка влияют эмоциональное состояние самих родителей, отношения между членами
семьи. Родители -первые воспитатели и учителя ребенка, поэтому их роль в
формировании его личности огромна. В повседневном общении с родителями ребенок
учится познавать мир, подражает взрослым, приобретает жизненный опыт, усваивает
нормы поведения.
В семье ребенок приобретает первый
социальный опыт, первые чувства гражданственности. Всевозможные ссоры,
злоупотребление алкоголем, сцены физического причинения вреда родителей друг
другу, частые ругань при ребенке негативно сказывается на его эмоциональном
состоянии. А если данные случаи постоянны в семье и ребенок в связи с этим
испытывает постоянное напряжение, то может возникнуть невротическое состояние.
Эмоциональное состояние ребенка в свою
очередь влияет на интеллектуальное развитие ребенка. Отмечается, что умственные
способности детей и молодых людей, растущих в негативной социальной среде,
определенно ниже, чем растущих в благоприятной социальной среде.
Поэтому родителям, прежде всего,
необходимо воспитывать самих себя, правильно организовывать жизнь семьи, создавать
высоконравственные внутрисемейные отношения, обеспечивающие здоровый
микроклимат в семье. Любая семейная ссора, проблема, нарушающая
эмоционально-нравственную атмосферу ребенка, влияет на него пагубно.
От семейного микроклимата во многом зависит эффективность педагогических воздействий: ребенок более податлив воспитательным влияниям, если растет в атмосфере дружбы, доверия, взаимных симпатий.
От семейного микроклимата во многом зависит эффективность педагогических воздействий: ребенок более податлив воспитательным влияниям, если растет в атмосфере дружбы, доверия, взаимных симпатий.
Климат семьи зависит от наличия
нравственных и социальных установок, душевного здоровья, общих интересов в семье.
Семью укрепляют общие дела и заботы, будни, наполненные полезным содержанием,
общественные и семейные праздники, совместный досуг и отдых, поэтому
организация совместного досуга не только важное средство воспитания
ребенка, но и средство укрепления семьи. В любых самых сложных и
острых ситуациях родители должны считаться с чувством собственного достоинства
подрастающего человека, видеть в нем развивающуюся личность, стремиться к
взаимопониманию, основанному на уважении и доверии, быть справедливыми в
оценках его поступков; в своих требованиях к ребенку всегда оставаться
доброжелательными и создать для него наилучший нравственный климат в семье.
Комментариев нет:
Отправить комментарий