Дошкольное детство – это период
интеллектуального развития всех психических процессов, которые обеспечивают
ребенку возможность ознакомления с окружающей действительностью.
Ребенок учится воспринимать, думать,
говорить; он овладевает многими способами действия с предметами, усваивает
определенные правила и начинает управлять собой. Все это предполагает работу
памяти. Роль памяти в развитии ребенка огромна. Усвоение знаний об окружающем
мире и о самом себе, приобретение умений и навыков, привычек – все это связано
с работой памяти.
Овладевая любым способом запоминания,
ребенок учится выделять цель и осуществлять для ее реализации определенную
работу с материалом. Он начинает понимать необходимость повторять,
сопоставлять, обобщать, группировать материал в целях запоминания.
Развитие логического мышления включает в
себя использование дидактических игр, смекалок, головоломок, решение различных
логических игр и лабиринтов и вызывает у детей большой интерес. В этой
деятельности у детей формируются важные качества личности: самостоятельность,
находчивость, сообразительность, вырабатывается усидчивость, развиваются
конструктивные умения. Дети учатся планировать свои действия, обдумывать их,
догадываться в поиске результата, проявляя при этом творчество.
Занятия по развитию элементарному
логическому мышлению для дошкольников составляются, используя дидактические
игры. Ведь для них игра – ведущая деятельность. Игры логического содержания
помогают воспитывать у детей познавательный интерес, способствовать к
исследовательскому и творческому поиску, желание и умение учиться.
Дидактические игры как один из наиболее естественных видов деятельности детей и
способствует становлению и развитию интеллектуальных и творческих проявлений,
самовыражению и самостоятельности.
На занятиях по развитию логического
мышления дети играют в игры, насыщенные логическим содержанием, в них
моделируются логические конструкции, а в процессе игры решаются задачи, которые
способствуют ускорению формирования и развития у дошкольников простейших
логических структур мышления. Эти занятия помогут детям в дальнейшем обучении
успешно овладевать основами математики и информатики.
На занятиях по развитию логического
мышления используются различные игры. Такие игры, как «Кто летает?», «Съедобное
– несъедобное», «Загадки» – они способствуют формированию внимания ребенка и
его интеллектуальных способностей, учит выделять существенные признаки
предметов.
Игры, где нужно искать одинаковые свойства
или признаки предметов: «Чудесный мешочек», «Определи предмет на ощупь», «Найди
предмет, отличающий от других». В таких играх ребенок учится рассуждать, быть
внимательным.
Быть наблюдательным и внимательным учат
игры и упражнения: «Что нарисовано?», «Назови предмет в ряду», «Назови предмет
одним словом», «Что лишнее? Почему?», «Домино», «Как одним словом можно назвать
предметы».
Для развития интеллектуальных способностей
дети играют в такую игру как «Я знаю пять …». Она учит классифицировать и
обобщать.
Игра «Белый лист» направлена на развитие
восприятия свойств предметов, как форма, величина, на развитие моторики рук.
Такие упражнения «Рыбы-птицы-звери», «Одежда-мебель-посуда», «Овощи-фрукты-ягоды»,
в результате дети усваивают, что представители вида входят в пределы рода.
Для формирования понятий количественных и
качественных понятий используем такие упражнения «Найди картинку с самым низким
деревом», «Найди картинку с самым высоким мальчиком», «Покажи мяч средней
величины» и прочие.
Игры «Лабиринты», «Продолжи ряд», «Помести
недостающую фигуру», развивают логическое мышление, смекалку, сообразительность.
К концу года подготовительной группы дети
играют в более сложные игры: «Вычислительная машина». «Ход конем», «Игры с
обручами», «Где, чей дом?». Цель этих игр – формирование представлений об
алгоритме, классификация по одному свойству, формирование логической операции.
Итак, в заключении можно сделать вывод,
что развитие логического мышления, умения классифицировать, обобщать,
группировать предметы, строить графические модели, развитие интеллектуальных и
личностных качеств, самовыражение и самостоятельность имеет важное значение для
успешного умственного развития и последующего школьного обучения.
Дидактические игры, различные беседы,
головоломки, лабиринты, загадки способствуют развитию умения находить в
предметах сходство и различие, выделять наиболее существенные признаки,
группировать предметы на основании общих признаков, обеспечивает усвоению
детьми обобщенных названий.
Обучение детей классификации способствует
успешному овладению более сложным способом запоминания – смысловой
группировкой, с которой дети встречаются в школе.
Развитие у дошкольников способности
мыслить приводит к определенным изменениям в поведении и психике детей:
возрастает самоконтроль и самостоятельность их деятельности.
Обучая детей в процессе игры, идет
стремление, чтобы радость от игровой деятельности постепенно перешла в радость
учения. Учение должно быть радостным.
Комментариев нет:
Отправить комментарий