Усидчивость неразрывно связана с вниманием и
представляет собой способность саморегуляции и самоконтроля. Усидчивость не
является врождённым качеством, она формируется в течение жизни. Усидчивый
ребёнок обладает хорошим вниманием, он всегда выполняет начатое дело до конца и
не бросает его на полпути. Неусидчивость ребёнка до трёх лет – это вполне
нормально, потому что в этот период движение для него играет большую роль.
Неусидчивость характерна для дошкольного возраста, но есть дети, у которых
неусидчивость можно назвать хронической.
Во-первых, это потеря интереса к предмету, игре. Например, ребёнок собирал
конструктор, ему надоело, он бросил это дело и начал играть в машинки. Если
ребёнок полностью потерял интерес к игре, то как бы вы его не уговаривали, он
не будет играть в неё дальше.
Во-вторых, это неврологические заболевания. Если ваш ребёнок словно вечный
двигатель, то это не всегда хорошо. Возможно, что причина такой хронической неусидчивости
кроется в заболевании. Особенно стоит насторожиться, если ребёнок плохо спит,
ни на минуту не может успокоиться и спокойно посидеть на диване, посмотреть
мультик, если он постоянно что-то крутит, вертит, куда-то лезет, бежит. В таком
случае не стоит откладывать визит к психологу и невропатологу, потому что такая
неусидчивость нуждается в лечении и коррекции. По крайней мере, специалисты
дадут точный ответ, что является причиной неусидчивости – заболевание или
особенность темперамента ребёнка.
В-третьих, неусидчивость может быть вызвана неуверенностью в себе.
Например, ребёнок однажды неудачно выполнил какое-то дело, и чтобы в дальнейшем
вновь с ним не сталкиваться, он будет убегать от него, заранее предполагая, что
у него опять ничего не получится. Такой страх неудачи может появиться
вследствие недостаточной похвалы и поддержки со стороны родителей.
Если вы регулярно, а не время от времени, развиваете в
ребёнке усидчивость, то одновременно с нею развивается память, внимание и
интеллектуальные способности. Ребёнок начинает лучше запоминать, учится
анализировать, выделять главное. Развивать в ребёнке усидчивость не так уж и
сложно, главное - делать это постоянно, учитывая при этом, что для дошкольника
ведущим видом деятельности является игра.
Рекомендации в помощь:
• Играйте вместе с ребёнком, покажите ему, как нужно
выполнять то или иное задание. Совместная деятельность объединяет семью и
пробуждает в ребёнке интерес.
• Не забывайте, что, подбирая игры и упражнения, важно
учитывать, чтобы они соответствовали возрасту и особенностям ребёнка. Например,
некоторые дети кубики собирают очень медленно, детально изучая каждый кубик, а
другие дети могут выполнять это задание в быстром темпе. Главное, чтобы ребёнок
доделал задание до конца, а не бросил его, а после этого убрал всё на место:
сложил в коробочку пластилин, кубики, убрал краски, прополоскал кисточку, вылил
воду и т.п.
• Занимаясь с ребёнком, исключите приказной тон. Если
вы что-то хотите от ребёнка, то пусть это будет не приказ, а просьба.
• Обилие игрушек – не самое лучшее для развития
ребёнка. Его внимание от такого разнообразия будет только хуже. Пусть игрушек
будет меньше, но зато они будут представлять ценность для ребёнка, иметь
развивающий характер, а не только развлекательный. Если вы всё-таки не можете
не баловать своего ребёнка игрушками, то выберите две-три игрушки, а остальные
уберите, постепенно их меняя.
• Отличным способом развить в ребёнке усидчивость
являются лепка, рисование, бисероплетение, аппликация и другие виды
деятельности, которые требуют концентрации внимания.
К концу дошкольного возраста ребёнок уже может в
некоторой степени управлять своим вниманием, которое постепенно начинает
приобретать характер произвольности. Это является одной из составляющих
готовности ребёнка к обучению в школе. Станьте для своего ребёнка старшим
другом, наставником, чаще играйте с ним в полезные, развивающие игры, и тогда
он с вашей помощью превратится из маленького несмышлёныша в любознательного,
внимательного и усидчивого ученика.
Комментариев нет:
Отправить комментарий