Одной из самых частых проблем современных детей и подростков является компьютерная зависимость. Все чаще к нам приходят мамы и папы с криком души: Ребенка поглотила виртуальная реальность. В этой статье мы поговорим о том, насколько опасно может быть приучение ребенка к компьютерным играм и как игровая зависимость может сказаться на формировании личности маленького человека. За последнее десятилетие компьютерные развлечения получили широкое распространение. Трехлетний малыш с планшетом в руках, сейчас, пожалуй, никого не удивит. Виртуальные игрушки фактически вытесняют из жизни современных детей традиционных кукол, машинки, мячики, плюшевых медведей и пр. А может все не так плохо и взрослые зря беспокоятся?
Ведь время не стоит на месте, и умение пользоваться технологиями в малом возрасте способствует скорому развитию детей? Действительно, на данный момент существует огромное количество развивающих игр и программ, помогающих ребенку приобрести новые знания и полезные навыки. И это замечательно, что ребенок имеет возможность обучаться, получая при этом удовольствие от игры. Однако есть и другая сторона медали. Речь идет об играх, создающих иную реальность, завораживающую и манящую впечатлительную незрелую сущность ребенка. Сейчас на рынке представлено огромное количество компьютерных игр разных классификаций и жанров. Наиболее популярными являются аркады, экшны, квесты и стратегии. Несмотря на разность задач, стоящих перед играющим в эти игры, у всех них имеется нечто общее каждая представляет собой смоделированную реальность, иной мир, в который попадает игрок. Именно это погружение в виртуальный мир с головой и является первой опасной ловушкой. Для незрелой детской психики характерно размытие границ между плохим и хорошим, реальным и нереальным. Мир ребенка символичен, поэтому им так интересны сказки, мультики, мифические рассказы. Но очень важно, чтобы взрослый, который повествует ребенку некую вымышленную историю, рассказывал и объяснял ему, каким образом это соотносится с реальным миром и как полученное знание, мораль истории, может помочь ему адаптироваться именно тут, в настоящем и живом пространстве. Для того, чтобы ребенок узнал кто он есть, ему должны это объяснить взрослые, вступив с ним в живое взаимодействие и отвечая на его потребности, чувства, мысли и пр. Играя в игру, ребенок остается с ней один на один, полностью погружаясь в чужеродное пространство. Такое проживание ненастоящей жизни ведет к потери осознания себя в реальном мире. Соответственно, все свои эмоции и чувства он переживает в том же, другом пространстве. Но там нет живых людей, которые смогут отражать для него эти эмоции, отвечать на его чувства и потребности, а значит, нет и приобретенного ребенком понимания себя и своих переживаний. В играх ребенок не получает здоровых и правильных ориентиров и ценностей, на основе которых он смог бы узнавать себя и развивать свои отношения в реальном мире. Такие игрушки создаются для взрослых, и цель их прежде всего психологическая разрядка. Но психика взрослого это совсем другое дело, ведь взрослый человек уже знает, кто он и каково его место в мире, что есть хорошо, а что плохо. Он в состоянии провести границу и понять, что реальность не живет по таким правилам и законам. Еще одна опасность, которую таит в себе виртуальная игра развитие агрессивности ребенка. Игра задает роли и правила, есть программа, которой нужно следовать. Если понаблюдать за ребенком в то время, когда он играет в какой-либо экшн, мы можем отметить у него злобное выражение лица, напряженную позу, судорожные движения, выкрикивания. Так как ребенок полностью погружен в то пространство, вся его сущность соответствует той самой ситуации, которая актуальна в игре. Принцип многих популярных игр если не убьешь ты, убьют тебя, заставляет расправляться с противником, тем самым приучая ребенка к уничтожению (хоть и виртуальному). Напомним, что границы, помогающие отделить реальный мир от иллюзорного, не развиты и не простроены до конца, психологические защиты слабы. Переживая все это виртуально, ребенок закрепляет в себе этот опыт. Постепенно характерными его чертами становятся раздражительность, вспыльчивость, нетерпимость и агрессия.
Ведь время не стоит на месте, и умение пользоваться технологиями в малом возрасте способствует скорому развитию детей? Действительно, на данный момент существует огромное количество развивающих игр и программ, помогающих ребенку приобрести новые знания и полезные навыки. И это замечательно, что ребенок имеет возможность обучаться, получая при этом удовольствие от игры. Однако есть и другая сторона медали. Речь идет об играх, создающих иную реальность, завораживающую и манящую впечатлительную незрелую сущность ребенка. Сейчас на рынке представлено огромное количество компьютерных игр разных классификаций и жанров. Наиболее популярными являются аркады, экшны, квесты и стратегии. Несмотря на разность задач, стоящих перед играющим в эти игры, у всех них имеется нечто общее каждая представляет собой смоделированную реальность, иной мир, в который попадает игрок. Именно это погружение в виртуальный мир с головой и является первой опасной ловушкой. Для незрелой детской психики характерно размытие границ между плохим и хорошим, реальным и нереальным. Мир ребенка символичен, поэтому им так интересны сказки, мультики, мифические рассказы. Но очень важно, чтобы взрослый, который повествует ребенку некую вымышленную историю, рассказывал и объяснял ему, каким образом это соотносится с реальным миром и как полученное знание, мораль истории, может помочь ему адаптироваться именно тут, в настоящем и живом пространстве. Для того, чтобы ребенок узнал кто он есть, ему должны это объяснить взрослые, вступив с ним в живое взаимодействие и отвечая на его потребности, чувства, мысли и пр. Играя в игру, ребенок остается с ней один на один, полностью погружаясь в чужеродное пространство. Такое проживание ненастоящей жизни ведет к потери осознания себя в реальном мире. Соответственно, все свои эмоции и чувства он переживает в том же, другом пространстве. Но там нет живых людей, которые смогут отражать для него эти эмоции, отвечать на его чувства и потребности, а значит, нет и приобретенного ребенком понимания себя и своих переживаний. В играх ребенок не получает здоровых и правильных ориентиров и ценностей, на основе которых он смог бы узнавать себя и развивать свои отношения в реальном мире. Такие игрушки создаются для взрослых, и цель их прежде всего психологическая разрядка. Но психика взрослого это совсем другое дело, ведь взрослый человек уже знает, кто он и каково его место в мире, что есть хорошо, а что плохо. Он в состоянии провести границу и понять, что реальность не живет по таким правилам и законам. Еще одна опасность, которую таит в себе виртуальная игра развитие агрессивности ребенка. Игра задает роли и правила, есть программа, которой нужно следовать. Если понаблюдать за ребенком в то время, когда он играет в какой-либо экшн, мы можем отметить у него злобное выражение лица, напряженную позу, судорожные движения, выкрикивания. Так как ребенок полностью погружен в то пространство, вся его сущность соответствует той самой ситуации, которая актуальна в игре. Принцип многих популярных игр если не убьешь ты, убьют тебя, заставляет расправляться с противником, тем самым приучая ребенка к уничтожению (хоть и виртуальному). Напомним, что границы, помогающие отделить реальный мир от иллюзорного, не развиты и не простроены до конца, психологические защиты слабы. Переживая все это виртуально, ребенок закрепляет в себе этот опыт. Постепенно характерными его чертами становятся раздражительность, вспыльчивость, нетерпимость и агрессия.
Искаженное представление о себе вот следующий шрам, оставленный на психике виртуально зависимого ребенка. В последнее время среди детей и подростков стала очень популярная тема роботов и трансформеров (продолжением тела являются разные роботизированные оружия, встраиваемые в тело героя), а также сверчеловека (наличие у человека необычных способностей, придающих силу и власть и делающих его уникальным). Такая история учит ребенку тому, что человека можно усовершенствовать, доделать, затюнинговать. Ребенок склонен идентифицировать себя с любимым персонажем. Чем он младше, тем слабее его эго, и тем больше в его поведении копирования и подражания. Ребенок как бы примеряет на себя разные маски, пытаясь понять, кто же он на самом деле, и в каком образе ему комфортнее всего. Раньше основными персонажами детских историй были люди или мифические животные. У детей была ориентация в первую очередь на личностные качества, и, копируя героев, они хотели быть сильными, смелыми, добрыми. Сейчас же подражать любимым персонажам все сложнее и дотянуться до образа сверхчеловека не представляется ребенку реальным. Это закладывает в детской голове мысль о том, что я сам, такой, какой есть и каким меня создал Бог не правильный, недоработанный и неинтересный. Многие неуверенные в себе дети подвержены компьютерной зависимости, потому что в той реальности они могут быть всемогущими, сильными, ловкими, красивыми и успешными. Они могут отомстить обидчику и получить все, что им нужно путем насилия. Экранная информация обладает большой силой внушения. Реклама, яркие ролики, мультики, видеоигры все это ориентировано больше на детскую аудиторию, славящуюся своей впечатлительностью. Детская натура любопытна и нетерпелива, испытывает жажду новых впечатлений и постоянно стремится получить новый опыт. Обрушивая на детей огромный поток информации в виде ярких, быстро сменяющих друг друга картинок, громких звуков и замысловатых сюжетов мы, с одной стороны удовлетворяем его потребность в новых впечатлениях, да еще и сами получаем возможность отдохнуть, пока он занят просмотром мультика или видеоигрой. Это очень удобно и соблазн поступить именно так очень велик. Но в таком непрерывном созерцании новых образов таится великая опасность. Очень скоро ребенок привыкает к такому обилию впечатлений и начинает скучать. То, что было интересно ему еще вчера, сегодня не привлекает его внимания. Кроме того, ребенок становится пассивным потребителем информации, что приводит к формированию так называемого клипового сознания, отчуждающего от созерцания и размышления и препятствующего развитию аналитических способностей. Зачем прилагать усилия и получать вой собственный активный опыт, если им предоставляется готовый продукт в электронном виде? Компьютерная реальность подрывает многие традиционные ценности, принятие которых способствует вступлению детей в общество. Живой партнер в виде друга или учителя обесценивается. На его место приходит виртуальный друг, с которым легко установить контакт, под которого не нужно подстраиваться, ведь он не будет ничего предъявлять. Таким образом, ребенок замыкается на своих эгоистических целях и потребностях. Он получает от виртуального общения все, что нужно ему и не обязан ничего отдавать взамен. Эмпатия, сочувствие, умение доверять вот те бесценные качества, которых ребенок рискует лишиться, заменяя живое взаимодействие с людьми на компьютерного друга. Что же мы видим в итоге? Живой одухотворенный мир, непредсказуемый и многогранный заменяется холодной пустой механизированной реальностью, где все происходит по заранее сложенному сюжету, а живые индивидуальные существа заменяются автоматизированными машинами, запрограммированными определенными программами. В этом мире живет и развивается современный ребенок. С каждым годом мы наблюдаем печальную картину: дети становятся более умными, развитыми и находчивыми, и в тоже время более жестокими, циничными, равнодушными, пессимистичными. На ком лежит ответственность за такое изменение детского сознания? Мы все люди компьютерной эры. Мы живем в мире, в котором первое место занимает технологический прогресс. Современный житель мегаполиса моложе 30 лет не представляет своей жизни без компьютера и интернета. Мы можем производить большинство своих действий виртуально, фактически не вставая с дивана: работать, общаться, развлекаться, совершать покупки. Очевидно, что живя в таком мире, нам не удастся полностью оградить своих детей от компьютерного влияния. Но что же мы можем?
Мы можем помнить о том, что наши дети это живые существа, которые смогут вырасти только при условии нашего физического и психологического присутствия. Мы можем задуматься, насколько часто мы сами прерываем связь между собой и нашим ребенком, как часто нам бывает некогда играть с ним, отвечать на его вопросы, обнимать и хвалить его.
Комментариев нет:
Отправить комментарий