вторник, 10 сентября 2019 г.

Создание благоприятного психологического климата в процессе педагогической деятельности.





Ни для кого не секрет, что труд педагога относится к числу наиболее напряженных в эмоциональном плане: по степени напряженности нагрузка педагогов больше, чем у менеджеров, банкиров и генеральных директоров. Это доказано социально-демографическими исследованиями.
Эмоции (фр. Emotion – волнение, возбуждение) – субъективные состояния человека, связанные с оценкой значимости для индивида действующих на него внешних или внутренних раздражителей и выражающиеся в форме непосредственных переживаний.
Чувства – специфически человеческие высшие эмоции, сформировавшиеся в общественно-историческом развитии. Они связаны с социальной сущностью человека, с социальными нормами и установками.
Настроение – продолжительное устойчивое эмоциональное состояние, проявляющееся в качестве положительного или отрицательного фона психической жизни, окрашивающее все другие переживания и деятельность человека.
Большое внимание в моей работе уделяется созданию
особой, положительно-психологической среды для всех участников педагогического процесса.
В течении многолетней работы у педагогов нередко происходит профессиональная деформация, это случается на фоне эмоционального выгорания.
Профессиональная деформация – это нарушение целостности личности, ее неустойчивость и дезадаптация в эмоционально-волевой сфере.
Стадии профессиональной деформации педагога (К.Маслач):
1.Эмоциональное истощение — это снижение эмоционального фона.
2.Деперсонализация — это циничное отношение к труду и объектам своего труда.
3.Редукция личных достижений — это утрата профессиональных ценностей.
Очень важно отследить и правильно определить, когда именно происходит эмоциональное выгорание педагога и что с ним происходит. Так как от эмоционального состояния педагога зависит «здоровье» и целостность педагогического процесса. Так же особое внимание необходимо уделить профилактике профессиональной деформации.
Этапы психологической профилактики профессиональной деформации педагогов:
1.Информирование педагогов.
Цель: расширение информированности сотрудников о том, как помочь себе сохранить профессиональное здоровье и работоспособность.
* Выпуск буклетов, памяток, постеров.
* Выступление на педсовете, собрании коллектива.
2.Эмоциональная поддержка и стимулирование.
Цель: создание хорошего климата внутри коллектива, чувства достаточной эмоциональной поддержки от коллег и администрации.
* Поддержка творчески работающих педагогов: благодарности, грамоты, поощрения, рейтинг «Профессиональные достижения».
* Вовлечение профессионально успешных педагогов в участие педагогических чтений, конференций, в выступления из опыта работы, участие в конкурсе «Воспитатель года», показ открытых мероприятий.
* Совместные вечера и отдых, поездки с детьми, участие в спортивной жизни детского сада, праздники и дни рождения.
3.Профессиональная помощь.
Цель: сохранение качества профессиональной деятельности педагогов.
* Непрерывное психолого-педагогическое образование педагога, повышение его квалификации.
* Проведение семинаров-тренингов:
-«Коммуникативные игры»
-«Обучение способам саморегуляции»
-«Профессиональный рост»
* Диагностика личностных особенностей и особенности проявления синдрома эмоционального выгорания педагогов.
Моя работа по созданию благоприятного психологического климата в процессе педагогической деятельности направлена не только на педагогов, но и на детей посещающих наш детский сад. Известно, что детям передаются наши эмоции, переживания, настроение. Да и сами дети нередко подвергаются влиянию внешних факторов, которые оставляют не благоприятный отпечаток на их психологическом здоровье.  Что очень печально. В связи с профилактикой и коррекцией эмоционально волевой сферы детей, в нашем дошкольном учреждении проводятся совместные занятия педагога-психолога и воспитателя по учебно-воспитательной программе детского сада.
Данные совместные занятия направлены на всестороннее развитие личности. Где воспитатель реализует  учебно-воспитательную работу, а педагог-психолог поддерживает  благоприятный психологический климат в процессе совместной деятельности.
Особое внимание уделяется диагностике эмоционально-волевой сферы детей, которая проводиться планово или по запросу родителей и педагогов.
При этом используются различные методики для диагностирования:
«Методика изучения эмоциональной сферы»:
* Методика «Незаконченные предложения»
Методика направленные на выявление тревожности:
* Тест тревожности (Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен)
Методика направленные на выявление агрессии:
* Методика «Несуществующее животное»
Проективные методики, используемые мною в течение года:
* «Нарисуй семью, когда вы все заняты делом».
* Методика « Лесенка»
* Методика «Какой Я?»
После завершения мониторинговых исследований идет процесс обработки результатов, вычисление «группы риска» и распределение детей в подгруппы для коррекции.
Коррекция эмоционально-волевой сферы ребенка очень долгая и трудоемкая работа, на которую, к сожалению, не всегда хватает времени. Я считаю, что нужно уделять намного больше времени на создание благоприятного психологического климата в той среде где находятся дети, развивать дружественную обстановку в группе, вызывать у детей как можно больше положительных эмоций, уделять достаточно времени ребенку в решении его проблемы и многое другое. Ведь известно, что когда ребенок спокоен, весел, то и его развитие протекает нормально, без отклонений и нарушений.
Структура коррекционно-развивающих занятий.
- Постоянный ритуал начала занятий.
- Игры-перевоплощения или игры-беседы с обсуждением и анализом ситуаций и пиктограмм.
- Этические сказки, пластические этюды, игры с элементами изотерапии, музыкальной терапии.
- Минутки-шалости, подвижные игры.
- Психогимнастика. Релаксация.
- Обсуждение занятия с детьми. Рефлексия.
- Ритуал прощания.
В хорошем эмоциональном состоянии ребенок всегда открыт, активен, любознателен, а значит, ему ничего не мешает принимать полезную для его всестороннего развития информацию.
Профессиональные мечты.
Комната для психологической разгрузки детей.
Комната психологической разгрузки педагогов.

Комментариев нет:

Отправить комментарий