Ни для кого не секрет, что труд педагога
относится к числу наиболее напряженных в эмоциональном плане: по степени
напряженности нагрузка педагогов больше, чем у менеджеров, банкиров и
генеральных директоров. Это доказано социально-демографическими исследованиями.
Эмоции (фр. Emotion –
волнение, возбуждение) – субъективные состояния человека, связанные с оценкой
значимости для индивида действующих на него внешних или внутренних
раздражителей и выражающиеся в форме непосредственных переживаний.
Чувства – специфически
человеческие высшие эмоции, сформировавшиеся в общественно-историческом
развитии. Они связаны с социальной сущностью человека, с социальными нормами и
установками.
Настроение – продолжительное
устойчивое эмоциональное состояние, проявляющееся в качестве положительного или
отрицательного фона психической жизни, окрашивающее все другие переживания и
деятельность человека.
Большое внимание в моей работе уделяется созданию
особой, положительно-психологической среды для всех участников педагогического процесса.
особой, положительно-психологической среды для всех участников педагогического процесса.
В течении многолетней работы у педагогов
нередко происходит профессиональная деформация, это случается на фоне
эмоционального выгорания.
Профессиональная
деформация – это нарушение целостности личности, ее
неустойчивость и дезадаптация в эмоционально-волевой сфере.
Стадии профессиональной деформации педагога (К.Маслач):
1.Эмоциональное
истощение — это
снижение эмоционального фона.
2.Деперсонализация
— это циничное отношение к труду и объектам
своего труда.
3.Редукция
личных достижений — это
утрата профессиональных ценностей.
Очень важно отследить и правильно
определить, когда именно происходит эмоциональное выгорание педагога и что с
ним происходит. Так как от эмоционального состояния педагога зависит «здоровье»
и целостность педагогического процесса. Так же особое внимание необходимо
уделить профилактике профессиональной деформации.
Этапы
психологической профилактики профессиональной деформации педагогов:
1.Информирование
педагогов.
Цель: расширение информированности
сотрудников о том, как помочь себе сохранить профессиональное здоровье и
работоспособность.
* Выпуск буклетов, памяток, постеров.
* Выступление на педсовете, собрании
коллектива.
2.Эмоциональная
поддержка и стимулирование.
Цель: создание хорошего климата внутри
коллектива, чувства достаточной эмоциональной поддержки от коллег и
администрации.
* Поддержка творчески работающих
педагогов: благодарности, грамоты, поощрения, рейтинг «Профессиональные достижения».
* Вовлечение профессионально успешных
педагогов в участие педагогических чтений, конференций, в выступления из опыта
работы, участие в конкурсе «Воспитатель года», показ открытых мероприятий.
* Совместные вечера и отдых, поездки с
детьми, участие в спортивной жизни детского сада, праздники и дни рождения.
3.Профессиональная
помощь.
Цель: сохранение качества профессиональной
деятельности педагогов.
* Непрерывное психолого-педагогическое
образование педагога, повышение его квалификации.
* Проведение семинаров-тренингов:
-«Коммуникативные игры»
-«Обучение способам саморегуляции»
-«Профессиональный рост»
* Диагностика личностных особенностей и
особенности проявления синдрома эмоционального выгорания педагогов.
Моя работа по созданию благоприятного
психологического климата в процессе педагогической деятельности направлена не
только на педагогов, но и на детей посещающих наш детский сад. Известно, что
детям передаются наши эмоции, переживания, настроение. Да и сами дети нередко
подвергаются влиянию внешних факторов, которые оставляют не благоприятный
отпечаток на их психологическом здоровье.
Что очень печально. В связи с профилактикой и коррекцией эмоционально
волевой сферы детей, в нашем дошкольном учреждении проводятся совместные
занятия педагога-психолога и воспитателя по учебно-воспитательной программе
детского сада.
Данные совместные занятия направлены на
всестороннее развитие личности. Где воспитатель реализует учебно-воспитательную работу, а
педагог-психолог поддерживает
благоприятный психологический климат в процессе совместной деятельности.
Особое внимание
уделяется диагностике эмоционально-волевой сферы детей, которая проводиться
планово или по запросу родителей и педагогов.
При этом
используются различные методики для диагностирования:
«Методика изучения
эмоциональной сферы»:
* Методика «Незаконченные предложения»
Методика
направленные на выявление тревожности:
* Тест тревожности (Р. Тэммл, М. Дорки, В.
Амен)
Методика
направленные на выявление агрессии:
* Методика
«Несуществующее животное»
Проективные методики, используемые мною в течение
года:
* «Нарисуй семью, когда
вы все заняты делом».
* Методика « Лесенка»
* Методика «Какой Я?»
После завершения мониторинговых
исследований идет процесс обработки результатов, вычисление «группы риска» и
распределение детей в подгруппы для коррекции.
Коррекция
эмоционально-волевой сферы ребенка очень долгая и трудоемкая работа, на которую,
к сожалению, не всегда хватает времени. Я считаю, что нужно уделять намного
больше времени на создание благоприятного психологического климата в той среде
где находятся дети, развивать дружественную обстановку в группе, вызывать у
детей как можно больше положительных эмоций, уделять достаточно времени ребенку
в решении его проблемы и многое другое. Ведь известно, что когда ребенок
спокоен, весел, то и его развитие протекает нормально, без отклонений и
нарушений.
Структура
коррекционно-развивающих занятий.
- Постоянный ритуал начала занятий.
- Игры-перевоплощения или
игры-беседы с обсуждением и анализом ситуаций и пиктограмм.
- Этические сказки, пластические
этюды, игры с элементами изотерапии, музыкальной терапии.
- Минутки-шалости, подвижные игры.
- Психогимнастика. Релаксация.
- Обсуждение занятия с детьми.
Рефлексия.
- Ритуал прощания.
В хорошем эмоциональном состоянии ребенок
всегда открыт, активен, любознателен, а значит, ему ничего не мешает принимать
полезную для его всестороннего развития информацию.
Профессиональные
мечты.
Комната для
психологической разгрузки детей.
Комната
психологической разгрузки педагогов.
Комментариев нет:
Отправить комментарий