вторник, 12 марта 2019 г.

ФАКТОРЫ «ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ»


«Для того, чтобы люди находили счастье в своей работе,
необходимы три условия:
работа должна быть им по силам,
она не должна быть изнуряющей
и ей обязательно должен сопутствовать успех».
Дж. Рёскич
(английский писатель)

ВНЕШНИЕ ФАКТОРЫ, ПРОВОЦИРУЮЩИЕ «ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ»:
- хроническая напряжённая психоэмоциональная деятельность;
- дестабилизирующая организация деятельности, повышенная ответственность за исполняемые функции операции;
- неблагоприятная психологическая атмосфера профессиональной деятельности;
- психологически трудный контингент, с которым имеет дело профессионал в сфере общения.
ВНУТРЕННИЕ ФАКТОРЫ, ОБУСЛАВЛИВАЮЩИЕ «ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ»:
- склонность к эмоциональной ригидности;
- интенсивная интериоризация (восприятие и переживание), обстоятельность профессиональной деятельности;
- слабая мотивация эмоциональной отдачи в профессиональной деятельности;
- нравственные дефекты и дезориентация личности.
Стимулирует развитие «эмоционального выгорания» также слабая мотивация к профессиональной деятельности. В таком случае не появляется сопереживание, соучастие, интерес к детям, развиваются крайние формы «выгорания» - безразличие, равнодушие, душевная черствость. Наиболее подвержены «выгоранию» те, кто реагирует на напряженные ситуации агрессивно, несдержанно. К «сгорающим» относят и «трудоголиков» - тех, кто полностью решил посвятить себя работе и работает до самозабвения.
Результатом такой деятельности является развитие следующих симптомов «выгорания»:
- чувства эмоционального истощения, изнеможения;
- развитие негативного отношения к клиентам;
- негативного самовосприятия в профессиональном плане и заниженной самооценки;
- агрессивных чувств (раздражительности, напряженности, гнева);
- упаднического настроения, цинизма, пессимизма, апатии, депрессии;
- психосоматических недомоганий (усталости, утомления, бессонницы, желудочно-кишечных расстройств и т.д.).
По мнению специалистов, деятельность педагогов относится к категории стрессовых.
Феномен «выгорания» (иначе «синдром сгорания») является острым кризисным состоянием. Он является неотъемлемой частью профессиональной деятельности педагогов.
Феномен «выгорания» характеризуется душевной и физической усталостью, утратой веры в свои силы и, как следствие, невозможность продолжать эффективную профессиональную деятельность.

Комментариев нет:

Отправить комментарий