«Для того, чтобы люди находили счастье в своей работе,
необходимы три условия:
работа должна быть им по силам,
она не должна быть изнуряющей
и ей обязательно должен сопутствовать успех».
Дж. Рёскич
(английский писатель)
ВНЕШНИЕ ФАКТОРЫ, ПРОВОЦИРУЮЩИЕ «ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ»:
- хроническая напряжённая психоэмоциональная деятельность;
- дестабилизирующая организация деятельности, повышенная
ответственность за исполняемые функции операции;
- неблагоприятная психологическая атмосфера профессиональной
деятельности;
- психологически трудный контингент, с которым имеет дело
профессионал в сфере общения.
ВНУТРЕННИЕ ФАКТОРЫ, ОБУСЛАВЛИВАЮЩИЕ «ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ»:
- склонность к эмоциональной ригидности;
- интенсивная интериоризация (восприятие и переживание),
обстоятельность профессиональной деятельности;
- слабая мотивация эмоциональной отдачи в профессиональной
деятельности;
Стимулирует развитие «эмоционального выгорания» также слабая
мотивация к профессиональной деятельности. В таком случае не появляется
сопереживание, соучастие, интерес к детям, развиваются крайние формы
«выгорания» - безразличие, равнодушие, душевная черствость. Наиболее подвержены
«выгоранию» те, кто реагирует на напряженные ситуации агрессивно, несдержанно.
К «сгорающим» относят и «трудоголиков» - тех, кто полностью решил посвятить
себя работе и работает до самозабвения.
Результатом такой деятельности является развитие следующих
симптомов «выгорания»:
- чувства эмоционального истощения, изнеможения;
- развитие негативного отношения к клиентам;
- негативного самовосприятия в профессиональном плане и заниженной
самооценки;
- агрессивных чувств (раздражительности, напряженности, гнева);
- упаднического настроения, цинизма, пессимизма, апатии,
депрессии;
- психосоматических недомоганий (усталости, утомления, бессонницы,
желудочно-кишечных расстройств и т.д.).
По мнению специалистов, деятельность педагогов относится к
категории стрессовых.
Феномен «выгорания» (иначе «синдром сгорания») является острым
кризисным состоянием. Он является неотъемлемой частью профессиональной
деятельности педагогов.
Феномен «выгорания» характеризуется душевной и физической
усталостью, утратой веры в свои силы и, как следствие, невозможность продолжать
эффективную профессиональную деятельность.
Комментариев нет:
Отправить комментарий