Свое
отношение к ребенку мы подчас подчиняем выработанным педагогическим правилам и
стереотипам: «Ребенок в два года должен… уметь …». И все силы бросаем на то,
чтобы умел. А какой ребенок – мальчик или девочка? Такой вопрос обычно даже не
ставится. Но мозг даже новорожденных девочек и мальчиков работает неодинаково.
Девочки и рождаются более зрелыми на 3-4 недели, чем мальчики, на 2-3 месяца
раньше начинают ходить, на 4-6 месяцев раньше – говорить.
У
девочек в дошкольном и младшем школьном возрасте лучше развита речь, часто они
сильнее мальчиков физически, к периоду их половой зрелости их биологический
возраст опережает мальчиков-ровесников на 2 года. По данным ряда исследований,
в том числе А.И. Савенкова, одаренных девочек старшего дошкольного и младшего
школьного возраста на несколько процентов больше, чем мальчиков. К 12-14 годам
(на этапе полового созревания) данное процентное соотношение меняется в пользу
мальчиков. А значительная часть девочек, ранее опережавшая сверстников в
развитии, «выравнивается» и уходит из разряда одаренных. Чем это обусловлено?
Может быть, срабатывает какая-то генетическая программа, а может, виноваты
среда или окружение.
Давайте
разбираться…
Особенности
эмоциональной сферы
Исследования
показали, что мальчики кратковременно, но ярко и избирательно реагируют на
эмоциональный фактор, а у девочек реакция более положительная, мозг девочки как
бы поддерживается в состоянии готовности к последующим воздействиям. Видимо,
этим и достигается максимальная ориентированность женского организма на
выживаемость. Мальчики и мужчины обычно быстро снимают эмоциональное напряжение
и вместо переживаний переключаются на продуктивную деятельность.
Реакция на оценку
взрослого
Для
ребенка речевая оценка взрослыми их деятельности становится эффективной, только
когда она эмоционально значима. Причем для мальчиков важно, что конкретно,
какой момент оценивается в их деятельности, а для девочек - кто их оценивает и
как, т.е. им важно, какое они произвели впечатление. Иными словами, мальчиков
интересует суть оценки, а вот девочки более заинтересованы в эмоциональном
общении со взрослыми. Когда мы оцениваем мальчика, он вновь переживает те
фрагменты деятельности, которые оцениваются, и у него активизируются
определенные отделы мозга. Поэтому для мальчика не имеют смысла оценки типа: «Я
тобой недоволен». Мальчик должен знать, чем конкретно вы недовольны, и иметь
возможность вновь «проиграть» свои действия. Девочки эмоционально реагируют на любые
оценки, при этом у них активизируются все отделы мозга. Если вам надо отругать
девочку, не спешите сразу высказывать свое отношение к ней – бурная
эмоциональная реакция помешает ей понять, за что ее ругают. Сначала разберите в
чем ее ошибка.
Мамам,
няням, воспитателям и в последствии учителям трудно понять эту сторону жизни
мальчика – они-то сами другие. Вот и получается, что мама (или педагог) долго
ругает мальчика, нагнетая эмоции, и сердится оттого, что он не переживает
вместе с ней, а как бы остается равнодушным к ее словам. На самом деле он
не равнодушен. Просто он уже показал пик эмоциональной активности,
отреагировал на первых минутах разговора, но, в отличие от мамы, не может долго
удерживать эмоциональное напряжение, он к этому не приспособлен: просто
отключил слуховой канал, и информация до его сознания не доходит, он уже ничего
не слышит. Ограничьте длину нотации, но сделайте ее более мягкой по смыслу, так
как мозг мальчика очень избирательно реагирует на эмоциональные воздействия.
Объясните коротко и конкретно – чем вы недовольны.
Поведение
Сравнивая
поведенческие характеристики мальчиков и девочек, принято считать, что обычно
мальчики более возбудимы, раздражительны, беспокойны, нетерпеливы и даже более
агрессивны, чем девочки. Трудновоспитуемые дети тоже чаще мальчики. Специальные
исследования показали, что родители чаще ругают мальчиков и более ласковы с
девочками, даже если детям только по 2 года. Видимо, их раздражает излишняя
подвижность мальчиков и их выраженная поисковая активность (всюду лезут, все
ломают и портят). Давайте тогда зададимся вопросом: если у мальчиков так много
разных отклонений, если среди них так много двоечников и трудновоспитуемых, то
почему практически все выдающиеся ученые, художники, писатели, врачи,
композиторы, конструкторы – мужчины?
Особенности
мышления
У
девочек лучше развиты речь и словесно-логическое мышление, у мальчиков –
пространственное и образно-логическое мышление. Поэтому девочкам лучше даются
манипуляции с формулами, счет (алгебра), а мальчикам мысленные манипуляции с
геометрическими фигурами (геометрия). Эти особенности мышления очень ярко
проявляются в рисунках детей. Мальчики чаще изображают технику во всех деталях
и подробностях, здесь все движется, наполнено действием. Девочки обычно рисуют
людей (принцесс), в том числе и себя.
Особенности
познания мира и обучения
Установлено,
что мужчины лучшее выполняют поисковую деятельность, выдвигают новые идеи,
продуктивнее работают, если необходимо решить принципиально новую задачу, но
требования к качеству, тщательности, аккуратности исполнения и оформления
невелики. И в школе мальчик может найти новое нестандартное решение задачи, но
сделать ошибку в вычислениях и получить двойку. Женщины обычно лучше выполняют
задачи уже не новые, типовые, шаблонные, но когда требования к исполнительной
части задания велики. А это именно то, что требуют в школе, т.е. этап
поиска исключается, его берет на себя взрослый, а от детей требуют решения типовых
задач, которые разобрали на уроке.
Стратегия
обучения в детском саду и школе чаще всего рассчитана на девочек. Учат и
девочек и мальчиков чаще всего женщины, а у них другой тип мозга и другой тип
мышления. Это влияет даже на продуктивность вопросов к обучающему взрослому.
Мальчики чаще задают вопросы для получения какой-то конкретной информации, а
девочки - для установления контакта со взрослым, т.е. мальчики больше
ориентированы на информацию, а девочки – на отношения между людьми. При этом на
занятии девочки быстро набирают оптимальный уровень работоспособности. Учитель
ориентируется по обращенным к нему внимательным девичьим лицам и преподносит
самый трудный материал в самое выгодное для девочек время. Мальчики
раскачиваются долго, на учителя смотрят редко. Они достигают пика
работоспособности, когда самое важное уже объяснено. Возможности усвоить
материал для мальчиков оказываются низкими. Кроме того, при неблагоприятных
условиях, когда наши педагогические воздействия не соответствуют индивидуальным
особенностям психики ребенка, девочки воспринимают несвойственную им стратегию
решения задач, навязанную взрослым, и в той или иной мере справляются с
заданиями. Мальчик в такой ситуации старается уйти из-под контроля взрослого,
не подчиняется ему, так как адаптироваться к несвойственным ему видам
деятельности мальчику исключительно трудно. Взрослым надо учитывать эти
особенности психики мальчиков.
Можно
сделать вывод, что мальчика и девочку ни в коем случае нельзя воспитывать
одинаково. Они по-разному смотрят и видят, слушают и слышат, по-разному говорят
и молчат, чувствуют и переживают. Постараемся понять и принять наших мальчиков
и девочек такими разными и по-своему прекрасными, какими их создала природа.
Комментариев нет:
Отправить комментарий