Как часто родители дошколят жалуются,
что ребенок его не слышит. – «Приходится сто раз повторить, и то не всегда
сделает», - сетует мама. – «И в садике воспитатель жалуется, что приходится
несколько раз повторить, чтобы он что-то сделал. Ума не приложу, что делать?»
Знакомы вам такие слова?
Наверняка, вы тоже слышали такие фразы,
а возможно, и сами так говорили.
Так как же научить ребенка слушать и
слышать?
Оказывается, умению слышать, тоже надо
учить. И это обучение начинается дома и оно совсем не похоже на любое другое
обучение. И не удивительно, ведь этот навык формируется в простом общении
ребенка с родными. Не стоит забывать, что мир ребенка – особенный, и чтобы
повлиять на малыша, надо знать правила и законы этого маленького мира.
Вот несколько правил, которые необходимо
учитывать, чтобы научить ребенка слышать то, что ему говорят. Сразу уточню,
речь идет о таком «слышанье», когда ребенок понимает, что от него хотят и
ДЕЛАЕТ это. Ведь вся трудность состоит не в том, что ребенок не слышит, а в
том, что он не принимает наши слова, как инструкцию к действию и,
соответственно, не выполняет.
Правило
1.
Детям доступно только одноканальное внимание.
Малыш может воспринимать только одну задачу. Давая указание ребенку, обратите
его внимание на себя, присядьте перед ним и скажите слова, глядя в глаза. Очень
полезно попросить повторить ваши слова вслух.
Правило
2.
Вам когда-нибудь доводилось видеть
малыша, который сидит в прихожей с горой одежды и не одевается? Знаете, почему?
Часто он просто не знает, в каком порядке одевать одежду. Поэтому мы даем
ребенку простые инструкции последовательно. Сделал первое действие, говорим
второе. Любое сложное действие можно разбить на несколько простых и давать
ребенку пошаговые инструкции.
Правило
3.
Нам очень хочется иногда, прочитать ребенку
целую лекцию о поведении, но надо ли? Ребенок может усвоить только короткую и
четкую информацию. Если мы читаем ребенку длинную нотацию, объясняя, как плохо
он поступил, когда забрал лопатку у брата, то вряд ли малыш что-то поймет из
вашей речи. Любое объяснение должно быть коротким и четким. Иногда лучше просто
переключить внимание ребенка
на что-то другое и проблема будет решена.
Правило
4.
Дети очень плохо различают тон нашего
голоса. Это было обнаружено в результате исследований. Исследования показали,
что «дети, только пришедшие в садик, тона не различают». Получается, что дети
дошкольного возраста хорошо воспринимают мимику и эмоции, но очень плохо – тон
голоса говорящего. Это тоже стоит учесть и больше использовать эмоции и мимику
в общении с ребенком.
Правило
5.
Это правило касается не только малышей,
оно касается абсолютно всех. Как любят родители наставлять ребенка: «Не лезь на
горку!», «Не подходи к луже», «Не балуйся в садике!»
Давая такие инструкции, мы часто не
осознаем, что ребенок получает от нас инструкцию наоборот. Все дело в том, что
наш мозг частицу «НЕ» не воспринимает. И любую инструкцию, сказанную с частицей
«НЕ», мозг принимает, как инструкцию к действию. Поэтому не стоит ругать
ребенка, если он, услышав вашу фразу «Не лезь в воду», сразу же начнет
плюхаться в луже. Вы же сами так сказали!
Если вы будете соблюдать эти правила,
общаясь со своим ребенком, то ребенок научится слушать и слышать вас с первого
слова. А значит, вы избежите многих проблем с поведением.
Комментариев нет:
Отправить комментарий