вторник, 13 марта 2018 г.

ДЕТИ ССОРЯТСЯ: ЧТО ДЕЛАТЬ?

Дети ссорятся: что делать? Как предупредить детские ссоры и как найти из них выход? Советы детского психолога:
В каждой семье люди хотят жить в мире, счастье и благополучии, но, к сожалению, не всегда так получается. Психологи любят повторять, что совсем не ссорятся только равнодушные люди. А уж дети в семье, конечно, ссорятся.
Причины ссор могут быть разные, рассмотрим самые распространенные:
- Ревность
- Особенности темперамента детей
- Ябедничество
- Борьба за собственность
- Конкурентные ситуации
КАК ПРЕДУПРЕДИТЬ ДЕТСКИЕ ССОРЫ И НАЙТИ ВЫХОД ИЗ СИТУАЦИИ?

ПЕРВАЯ ПРИЧИНА ССОР – РЕВНОСТЬ МЕЖДУ ДЕТЬМИ.
Что делать с первой причиной - ревностью между детьми?
Что важно знать?
Первое. - Тут очень важно буквально «охранять» старшего от младшего, так как младшие дети быстро учатся манипулировать взрослыми, извлекать все выгоды из своей малости.
Второе. - Важно также привлекать обоих родителей к детям, а не разделять, например, младший всегда с мамой, а старший всегда с папой. Это может привести к агрессивному поведению малыша в скрытой борьбе за внимание отца.
Основные рекомендации и пошаговый алгоритм для мам о том, как предупредить детскую ревность и что конкретно делать, был дан в предыдущей статье (ссылка на нее дана выше)
ВТОРАЯ ПРИЧИНА ДЕТСКИХ ССОР – ОСОБЕННОСТИ ТЕМПЕРАМЕНТА ДЕТЕЙ.
Надо сразу понять, что темперамент не подвергается коррекции. Ну, нельзя из шустрика сделать мямлика и наоборот! Особенно тяжело приходится, если старший ребенок мирный тихоня, а младший «боец» — ссор будет много.
Если детей больше двух, то они легче переносят темпераментные конфликты, потому что есть возможность переключиться на других братьев или сестер. Тут основная нагрузка в профилактике ссор будет принадлежать именно родителям – они взрослые люди, понимают, что детки разные, знают, как поддержать одного, и наоборот, остудить другого.
Вот, например, как успокаивала детей моя клиентка (мама семерых детей): Старшему – «Я ценю твой мирный характер, восхищаюсь твоим терпением», тут же второму сыну – «Я не позволю тебе шуметь на брата – хочешь пошуметь – иди пылесось – пылесос вот какой шумный!»
ТРЕТЬЯ ПРИЧИНА ССОР МЕЖДУ ДЕТЬМИ — ЯБЕДНИЧЕСТВО.
«А вот он не спит», «а она разбила чашку» и так далее. Конечно, на ябеду обижаются, ему может и «достаться» от другого. Однако, бороться с этим явлением надо крайне осторожно. С одной стороны нельзя давать ябеднику радоваться промахам брата или сестры, с другой стороны надо показать ему, что для вас очень важно соблюдение правил в семье. Ведь накладывая полный запрет на то, чтобы пожаловаться на брата или сестру, вы оставляете ребенка один на один с обидой или с ощущением попранной справедливости или с чувством того, что «плохо себя вести можно, когда никто не знает». Чтобы не утратить доверие своих детей – надо набраться терпения и спокойно «разруливать» детские жалобы одну за другой.
Как надо поступать? Случай из практики – мама вела себя правильно:
Аня, 5 лет: «А Оля показывала язык!»
Мама: «Как ты считаешь, можно так делать?»
Аня: «Нет, это только плохие так делают!»
Мама: «Язык показывать не хорошо, это верно, наша Оля не плохая, но не правильно поступила. Я огорчаюсь, когда дети дразнятся. А ты огорчаешься?»
Аня: «Да!»
Мама – Оле: «Оля, мы огорчаемся!»
ЧЕТВЕРТАЯ ПРИЧИНА ССОР ДЕТЕЙ — БОРЬБА ЗА СОБСТВЕННОСТЬ.
«Это моя машина» – хлоп по голове! «А я ж тебе давала откусить яблоко!» — хлоп в ответ! Или: «Оля опять взяла мои колготки (книжку, тетрадку…) » Или «Это моя кровать! Убери с нее свою попу!»
Знакомая картина?
Что делать в этом случае и как предупредить детские ссоры?
Обязательно ребенку иметь что-то ТОЛЬКО свое – если не комнату, то хоть кроватку, если не все игрушки – то хоть пять! Но уж эти пять игрушек он будет иметь право давать только, если захочет. А не захочет, то и никто не будет иметь право неодобрительно покачать головой или поуговаривать поделиться. Мы должны научить детей уважать собственность друг друга. Хотя бы для того, чтобы работать на профилактику лукавства и даже воровства.
ПЯТАЯ ПРИЧИНА — КОНКУРЕНТНЫЕ СИТУАЦИИ.
Конкурентные ситуации возникают спонтанно, и у родителей нет возможности постоянно вмешиваться в эти конфликты. Это очередность в игре, в том, кто первым займет ванную комнату или нажмет кнопку лифта и многое другое. Поэтому крайне важно в этих случаях научить детей решать такие конфликты самостоятельно.
Что делать в случае конкурентной ситуации, или три метода в помощь родителям и педагогам.
Методов всего три: очередность, считалка и жребий!
1. Очередность.
Очередность назначает взрослый. Некоторые графики можно даже составить в наглядном виде – кто, когда моет посуду, кто первый идет в ванную и т.д.
2. Считалка.
Считалка – универсальное средство. Вот мои любимые:
Мак-мак, василек,
Водит желтенький цветок.
Раз, два, три —
Водишь с ним и ты!

Я вчера летал в ракете,
На далекой был планете,
Там обедал в синеве,
А под вечер был в Москве.
Из ракеты той, друзья,
Самым первым вышел я.

Раз, два, три, четыре.
Сосчитаем дыры в сыре.
Если в сыре много дыр,
Значит, вкусным будет сыр.
Если в нём одна дыра,
Значит, вкусным был вчера.

Раз, два, три,
Четыре, пять —
Тебе в космос улетать!
3. Жребий. Игры для определения жребия.
Вариант 1. Палочки.
Выбрать водящего или того, кому начинать игру, можно также с помощью жребия: нужно взять несколько палочек (их количество должно соответствовать числу игроков). Одна палочка обламывается, затем кто-нибудь из участников берет все палочки в руку так, чтобы видны были только одинаковые концы. Игроки вытягивают по одной. Тот человек, кому попадется короткая палочка, водит. Вместо палочек можно использовать полоски бумаги.
Вариант 2. Камень – ножницы – бумага.
Также можно установить очередность игры с помощью жребия-игры «камень-ножницы-бумага».
В игре используются три фигуры руками:
Камень — сжатая в кулак кисть.
Ножницы — указательный и средний палец выпрямлены, остальные поджаты к ладони.
Бумага — все пальцы выпрямлены.
Правила игры:
На счет три (Раз, два, ТРИ!): игроки показывают одну из трех фигур (камень, ножницы или бумага).
Определяется победитель по принципам:
Бумага побеждает камень (бумага накрывает камень)
Ножницы побеждают бумагу (ножницы режут бумагу)
Камень побеждает ножницы (ножницы ломаются о камень)
Если игроки показали одинаковые фигуры, то признается ничья и кон переигрывается. Так до тех пор, пока не останется один выигравший.
Вариант 3. Стрелочка.
Валасина Ася: Тут я хочу дополнить варианты жребия, данные Натальей, и поделиться с вами еще одним способом для жребия, который я часто использую и который очень хорош для большой компании. Это игра «Стрелочка».
Как играть?
Один игрок – стрелочка. Еще один игрок – часы.
Игрок — стрелочка встает в центре комнаты. Игрок – часы закрывает глаза (он не должен видеть того, что будет происходить). Вокруг стрелочки встают те, из кого выбираем водящего, первого игрока и т.д.
Игрок – часы командует: «Тик-так» и стрелочка начинает вращаться по часовой стрелке. Затем часы говорят – «бьют»: «БОМ!». И стрелочка останавливается. На ком она остановилась – тому и выпал жребий.

Детские ссоры неизбежны. Главное – знать эффективные способы взаимодействия с детьми и научиться вместе с детьми находить выходы из этих ситуаций.
Желаем Вам мира и лада в Ваших семьях.


Комментариев нет:

Отправить комментарий