Дети ссорятся: что делать? Как
предупредить детские ссоры и как найти из них выход? Советы детского психолога:
В каждой семье люди хотят жить в мире,
счастье и благополучии, но, к сожалению, не всегда так получается. Психологи
любят повторять, что совсем не ссорятся только равнодушные люди. А уж дети в
семье, конечно, ссорятся.
Причины ссор могут быть разные,
рассмотрим самые распространенные:
- Ревность
- Особенности темперамента детей
- Ябедничество
- Борьба за собственность
- Конкурентные ситуации
КАК ПРЕДУПРЕДИТЬ ДЕТСКИЕ ССОРЫ И НАЙТИ
ВЫХОД ИЗ СИТУАЦИИ?
ПЕРВАЯ ПРИЧИНА ССОР – РЕВНОСТЬ МЕЖДУ
ДЕТЬМИ.
Что делать с первой причиной - ревностью
между детьми?
Что важно знать?
Первое. - Тут очень важно буквально
«охранять» старшего от младшего, так как младшие дети быстро учатся
манипулировать взрослыми, извлекать все выгоды из своей малости.
Второе. - Важно также привлекать обоих
родителей к детям, а не разделять, например, младший всегда с мамой, а старший
всегда с папой. Это может привести к агрессивному поведению малыша в скрытой
борьбе за внимание отца.
Основные рекомендации и пошаговый
алгоритм для мам о том, как предупредить детскую ревность и что конкретно
делать, был дан в предыдущей статье (ссылка на нее дана выше)
ВТОРАЯ ПРИЧИНА ДЕТСКИХ ССОР –
ОСОБЕННОСТИ ТЕМПЕРАМЕНТА ДЕТЕЙ.
Надо сразу понять, что темперамент не
подвергается коррекции. Ну, нельзя из шустрика сделать мямлика и наоборот!
Особенно тяжело приходится, если старший ребенок мирный тихоня, а младший
«боец» — ссор будет много.
Если детей больше двух, то они легче
переносят темпераментные конфликты, потому что есть возможность переключиться
на других братьев или сестер. Тут основная нагрузка в профилактике ссор будет
принадлежать именно родителям – они взрослые люди, понимают, что детки разные,
знают, как поддержать одного, и наоборот, остудить другого.
Вот, например, как успокаивала детей моя
клиентка (мама семерых детей): Старшему – «Я ценю твой мирный характер, восхищаюсь
твоим терпением», тут же второму сыну – «Я не позволю тебе шуметь на брата –
хочешь пошуметь – иди пылесось – пылесос вот какой шумный!»
ТРЕТЬЯ ПРИЧИНА ССОР МЕЖДУ ДЕТЬМИ —
ЯБЕДНИЧЕСТВО.
«А вот он не спит», «а она разбила
чашку» и так далее. Конечно, на ябеду обижаются, ему может и «достаться» от
другого. Однако, бороться с этим явлением надо крайне осторожно. С одной
стороны нельзя давать ябеднику радоваться промахам брата или сестры, с другой
стороны надо показать ему, что для вас очень важно соблюдение правил в семье.
Ведь накладывая полный запрет на то, чтобы пожаловаться на брата или сестру, вы
оставляете ребенка один на один с обидой или с ощущением попранной
справедливости или с чувством того, что «плохо себя вести можно, когда никто не
знает». Чтобы не утратить доверие своих детей – надо набраться терпения и
спокойно «разруливать» детские жалобы одну за другой.
Как надо поступать? Случай из практики –
мама вела себя правильно:
Аня, 5 лет: «А Оля показывала язык!»
Мама: «Как ты считаешь, можно так
делать?»
Аня: «Нет, это только плохие так
делают!»
Мама: «Язык показывать не хорошо, это
верно, наша Оля не плохая, но не правильно поступила. Я огорчаюсь, когда дети
дразнятся. А ты огорчаешься?»
Аня: «Да!»
Мама – Оле: «Оля, мы огорчаемся!»
ЧЕТВЕРТАЯ ПРИЧИНА ССОР ДЕТЕЙ — БОРЬБА ЗА
СОБСТВЕННОСТЬ.
«Это моя машина» – хлоп по голове! «А я
ж тебе давала откусить яблоко!» — хлоп в ответ! Или: «Оля опять взяла мои
колготки (книжку, тетрадку…) » Или «Это моя кровать! Убери с нее свою попу!»
Знакомая картина?
Что делать в этом случае и как
предупредить детские ссоры?
Обязательно ребенку иметь что-то ТОЛЬКО
свое – если не комнату, то хоть кроватку, если не все игрушки – то хоть пять!
Но уж эти пять игрушек он будет иметь право давать только, если захочет. А не
захочет, то и никто не будет иметь право неодобрительно покачать головой или
поуговаривать поделиться. Мы должны научить детей уважать собственность друг
друга. Хотя бы для того, чтобы работать на профилактику лукавства и даже воровства.
ПЯТАЯ ПРИЧИНА — КОНКУРЕНТНЫЕ СИТУАЦИИ.
Конкурентные ситуации возникают
спонтанно, и у родителей нет возможности постоянно вмешиваться в эти конфликты.
Это очередность в игре, в том, кто первым займет ванную комнату или нажмет
кнопку лифта и многое другое. Поэтому крайне важно в этих случаях научить детей
решать такие конфликты самостоятельно.
Что делать в случае конкурентной
ситуации, или три метода в помощь родителям и педагогам.
Методов всего три: очередность, считалка
и жребий!
1. Очередность.
Очередность назначает взрослый.
Некоторые графики можно даже составить в наглядном виде – кто, когда моет
посуду, кто первый идет в ванную и т.д.
2. Считалка.
Считалка – универсальное средство. Вот
мои любимые:
Мак-мак, василек,
Водит желтенький цветок.
Раз, два, три —
Водишь с ним и ты!
Я вчера летал в ракете,
На далекой был планете,
Там обедал в синеве,
А под вечер был в Москве.
Из ракеты той, друзья,
Самым первым вышел я.
Раз, два, три, четыре.
Сосчитаем дыры в сыре.
Если в сыре много дыр,
Значит, вкусным будет сыр.
Если в нём одна дыра,
Значит, вкусным был вчера.
Раз, два, три,
Четыре, пять —
Тебе в космос улетать!
3. Жребий. Игры для определения жребия.
Вариант
1. Палочки.
Выбрать водящего или того, кому начинать
игру, можно также с помощью жребия: нужно взять несколько палочек (их
количество должно соответствовать числу игроков). Одна палочка обламывается,
затем кто-нибудь из участников берет все палочки в руку так, чтобы видны были
только одинаковые концы. Игроки вытягивают по одной. Тот человек, кому
попадется короткая палочка, водит. Вместо палочек можно использовать полоски
бумаги.
Вариант
2. Камень – ножницы – бумага.
Также можно установить очередность игры
с помощью жребия-игры «камень-ножницы-бумага».
В игре используются три фигуры руками:
Камень — сжатая в кулак кисть.
Ножницы — указательный и средний палец
выпрямлены, остальные поджаты к ладони.
Бумага — все пальцы выпрямлены.
Правила игры:
На счет три (Раз, два, ТРИ!): игроки
показывают одну из трех фигур (камень, ножницы или бумага).
Определяется победитель по принципам:
Бумага побеждает камень (бумага
накрывает камень)
Ножницы побеждают бумагу (ножницы режут
бумагу)
Камень побеждает ножницы (ножницы
ломаются о камень)
Если игроки показали одинаковые фигуры,
то признается ничья и кон переигрывается. Так до тех пор, пока не останется
один выигравший.
Вариант
3. Стрелочка.
Валасина Ася: Тут я хочу дополнить варианты
жребия, данные Натальей, и поделиться с вами еще одним способом для жребия,
который я часто использую и который очень хорош для большой компании. Это игра
«Стрелочка».
Как играть?
Один игрок – стрелочка. Еще один игрок –
часы.
Игрок — стрелочка встает в центре
комнаты. Игрок – часы закрывает глаза (он не должен видеть того, что будет
происходить). Вокруг стрелочки встают те, из кого выбираем водящего, первого
игрока и т.д.
Игрок – часы командует: «Тик-так» и
стрелочка начинает вращаться по часовой стрелке. Затем часы говорят – «бьют»:
«БОМ!». И стрелочка останавливается. На ком она остановилась – тому и выпал
жребий.
Детские ссоры неизбежны. Главное – знать
эффективные способы взаимодействия с детьми и научиться вместе с детьми
находить выходы из этих ситуаций.
Желаем Вам мира и лада в Ваших семьях.
Комментариев нет:
Отправить комментарий