«Готовность ребенка к
школьному обучению».
Первый раз в первый класс! Торжественно и
волнительно звучат эти слова. Как будто отдаешь ребенка в чужой и незнакомый
мир, в котором ему предстоит самостоятельно пройти испытания новыми обстоятельствами.
Готово ли ваше сокровище к новому этапу
своей жизни? Готовы ли вы к тому, что ребенок начинает свой путь к
самостоятельности и независимости?
О подготовке детей к школе написано и
сказано немало. Говорят учителя, говорят родители, говорят психологи, причем
мнения их не всегда совпадают. В магазинах огромное количество книг, пособий, в
названиях которых крупными буквами выделены слова «Подготовка к школе».
Что же подразумевает под собой это словосочетание «готов к обучению»?
Это комплексное понятие, включающее в себя
качества, способности, навыки и умения, которыми в силу наследственности,
развития и воспитания обладает ребёнок к моменту поступления в школу и которые
в сочетании своём определяют уровень адаптации, успешности (неуспешности) ребёнка
в школе.
Итак, говоря о готовности к школе, мы
подразумеваем совокупность интеллектуальных, физических, эмоциональных,
коммуникативных, личностных качеств, помогающих ребёнку максимально легко и
безболезненно войти в новую школьную жизнь, принять новую социальную позицию
«школьника», успешно освоить новую для него учебную деятельность и
безболезненно и бесконфликтно войти в новый для него мир людей.
Психологическая готовность к школе
означает, что ребенок может и хочет учиться в школе.
В структуре психологической готовности
ребенка к школе принято выделять:
1. Интеллектуальная готовность. Предполагает
формирование у ребенка определенных умений:
- умения выделять учебную задачу;
- способность искать сходства и различия
предметов, явлений, их новых свойств.
Будущий первоклассник должен не только
обладать системой знаний об окружающем мире, но уметь применять их,
устанавливать закономерности между причиной и следствием, наблюдать,
рассуждать, сравнивать, обобщать, выдвигать гипотезы, делать выводы – вот те
интеллектуальные навыки и умения которые помогут ребёнку овладеть школьными дисциплинами.
Это его главные сподвижники и помощники в такой нелегкой и новой для него
учебной деятельности.
2. Личностная готовность:
– степень сформированности у ребёнка личностных
качеств, помогающих ему прочувствовать свое изменившееся положение, осознать
свою новую социальную роль - роль школьника. Это умение понять и принять свои
новые обязанности, найти свое место в новом для него школьном распорядке жизни.
- способность к адекватной самооценке. Это
умение ребёнка оценить себя, более или менее реалистично, не впадая в крайности
«я все могу» или «я ничего не умею». Предпосылки к адекватному оцениванию
самого себя, результатов своей работы – помогут будущему ученику сориентироваться
в оценочной системе школы. Это старт к появлению умения оценивать свои
способности, степень усвоения учебных дисциплин.
- умение соподчинять мотивы поведения. Это
когда ребёнок понимает необходимость сначала сделать уроки, а потом уже играть,
то есть мотив «быть хорошим учеником, заслужить похвалу учителя» главенствует
над мотивом «получить удовольствие от игры». Конечно, в этом возрасте не может
быть стойкого приоритета учебной мотивации над игровой. Учебная мотивация
формируется в течение первых 2-3 лет учебы в школе. Поэтому часто учебные
задания подаются детям в привлекательной игровой форме.
3. Социальная готовность:
– обладание умениями и навыками
необходимыми ребёнку для сосуществования в коллективе. У вашего ребенка будет
больше возможностей для успешного обучения, если он:
- умеет общаться со сверстниками, может
налаживать контакты с другими детьми;
- способность выполнять требования
взрослого (в том числе и учителя), не только слушает, а слышит просьбу, указание,
совет;
- может контролировать своё поведение,
объяснять причины поступков;
- самообслуживание (самостоятельно уметь
одеться и раздеться, завязать шнурки, умение организовать своё рабочее место и
поддерживать порядок на нем).
Начало школьного обучения - закономерный
этап на жизненном пути ребенка. Для ребенка в первый раз в школу, все, равно,
что для нас первый раз на работу. Как встретят, что скажут, а вдруг что не так
сделаю, что будет, а вдруг не поймут – тревога ожиданий, настороженность. И,
если вдруг действительно не поймут – боль, обида, слёзы, капризность. Кто
поможет, только мы родные люди – родители. Поддержите, приласкайте, погладьте
(ребенку для нормального развития ребенку необходимо 16 поглаживаний в день).
Через игру, сказку постарайтесь настроить его на обучение. Спокойно побеседуйте
со своим ребенком.
1) расскажите о школе: не приукрашая и не
сгущая краски школьной жизни;
2) поговорите о возможных взаимоотношения
со сверстниками и учителями, не запугивая и не рисуя радужных картин;
3) вспомните радостные минуты своего
школьного детства и огорчения;
4) постарайтесь вспомнить свои школьные и
сюрпризы, подарки, праздники и положительные оценки (где и за что);
5) расскажите, как вы шли в школу
(запахи);
6) никогда не высказывайте своих опасений относительно
школы, не пугайте школой, формируется школьная тревожность;
7) обсуждайте с ребенком, что его тревожит
и огорчает. Что произошло за день. Помогите понять поступки других людей.
Например, не спросила учительница. С 6-7 летним ребенком можно и нужно
рассуждать, он готов понять ваши доводы
8) пересмотрите свои требования к ребенку,
всегда ли они обоснованы, не слишком ли много хотите от него. Полезно
«пропустить» требования через собственные детские переживания. Будьте
объективны.
9) больше любви, тепла и ласки. Чаще
говорите, что вы его любите.
Ребенок должен понять
главное:
«Если тебе вдруг будет трудно, я тебе обязательно помогу,
обязательно тебя пойму,
и мы вместе справимся со всеми трудностями»
Комментариев нет:
Отправить комментарий