среда, 14 декабря 2016 г.

Развитие познавательных интересов в дошкольном возрасте

Познавательный интерес – это избирательная направленность психических процессов на объекты и явления окружающего мира, как потребность, стремление личности заниматься данной областью явления, которая приносит удовольствие.
Степень развития познавательного интереса дошкольника зависит от близости содержания исследуемой проблемы ребенку и его опыта (социального и познавательного). Актуальность проблемы изучения развития познавательных интересов у дошкольников: дошкольный возраст обладает повышенными возможностями по силе остроты восприятия, яркости воображения в развитии познавательного интереса, увеличение объема информации и необходимость переосмысления значения знаний.
Психологические основы становления познавательного интереса в дошкольном возрасте это:
- возрастание и изменение характера активности в поиске необходимой информации, выражающиеся в движении от непосредственного реагирования на новизну объектов к настойчивому стремлению познания нового;
- переход от чувственного познания мира, к теоретическому познанию в форме вопросов, являющихся продуктом интеллектуальной деятельности;
-расширение диапазона интересующих вопросов ребенка;
-познание от внешних свойств и назначений предметов к сущности явлений, связей, отношений;
-повышение устойчивости в направлении от ситуативного к устойчивому поиску необходимой информации.
Работая с детьми, выявила следующие этапы развития познавательного интереса:
1. Постановка проблемы.
2.Определения источников получения информации.
3.Осуществление познания посредством разнообразного содержательного общения со взрослыми.
4.Систематизация и обобщение полученного опыта.
5.Отражение освоенного опыта в процессе разнообразной детской деятельности: ролевые игры, викторины, создание макетов.
Исследования в области дошкольного образования, показали, что формирование познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста возможно посредством:
-использования современных информационных технологий,
-экспериментирования,
игровой деятельности,
- проблемно-игровыми технологиями,
-знаково-символическими средствами.
Что может сделать воспитатель в сотрудничестве с родителями для развития познавательного интереса старших дошкольников:
-развивать интересы в рамках всех занятий;
-использовать методы и приемы направленные не на передачу знаний ребенку, а необходимо активизировать процесс освоения знаний -использовать блоково-тематическое планирование;
-реализовывать детские проекты по привлекательной для детей теме;
-использовать методы обеспечивающие у дошкольников повышение осознанности в познании (обсуждение чего я хочу узнать), формировать представления о значимости некоторых открытий;
-рассматривать детские энциклопедии и книги -использовать приемы «Чего не хватает?» (отсутствие достопримечательности на карте), «Я не знаю» (поиск информации по книгам, фотографиям), обмена информации «Я сегодня узнала»;
-коллекционировать разнообразные объекты, создавать мини-музеи определенной направленности
-сравнивать экспериментировать, моделировать, направлять развитие детей на умение планировать исследовательскую деятельность
-создавать ситуации в образовательном процессе «повышенной сложности».
Педагогические условия, направленные на формирование познавательного интереса:
-отбор целесообразного доступного и интересного для современных дошкольников содержания для решения образовательных задач;
-определение направлений согласования стихийного и целенаправленного формируемого познавательного опыта;
-единство и взаимообусловленность развития интереса, обогащение представлений, совершенствования познавательных умений и способностей;
-развитие в единстве когнитивных, эмоциональных волевых и творческих компонентов интереса;
-соблюдение соотношения нового и уже известного в процессе занятий;
-вариативность использования методов и приемов активизации интереса и изменения стратегии содержательного общения педагога с детьми;
-«погружение» детей в процесс познания мира посредством разнообразных дидактических средств -включение детей в активный поиск и освоение новой информации посредством обогащения опыта исследовательской деятельности, развитие умения ставить познавательные вопросы, выделять противоречия и проблемы выдвигать и достигать успехов в их разрешении.
Личностно-ориентированный подход педагога к развитию познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста:
-цель деятельности педагога создание условий, способствующих саморазвитию личности, максимальная опора на интерес, личные особенности, на субъектный опыт каждого человека, накопленный им индивидуально и социально -дать возможность воспитаннику самому участвовать в отборе нового содержания образования, опыта применения заранее усвоенных способов выполнения различных видов человеческой деятельности, опыта эмоционально-ценностного отношения к миру;
-педагогом в личностно-ориентированном подходе ставится акцент на овладение способами деятельности, а не накопление фактических знаний;
-отношение между педагогом и воспитанником становятся сотрудничеством;
- человек рассматривается как сложная саморазвивающиеся система.
Признается его уникальность, неповторимость личности в траектории его развития:
-смещается целевые установки образования на создание условий и помощь в развитии личности в целом (цель не столь усвоение системы знаний, сколь понимание мира и самого себя, самоопределение в окружающем мире и культуре);
-изменяется позиция и место ребенка в образовательном процессе, который должен строиться в соответствии с его интересами и возможностями, обеспечивать личностный смысл его деятельности, способствовать становлению личности реализующей ценности в жизни.


Подробнее: http://www.happy-giraffe.ru/user/261282/blog/post153507/

Комментариев нет:

Отправить комментарий