Психолого-педагогические
рекомендации по решению проблемы школьной дезадаптации
Все больше дошкольников не хотят или даже боятся идти
в школу, плохо адаптируются к новой жизни. Самые распространенные «школьные
страхи» - не оправдать ожидания взрослых, общаться с учителем и
одноклассниками, отвечать у доски и тому подобное. Даже любознательные и
активные в детском саду малыши нередко в школе не проявляют интереса к учебной
деятельности.
Как заинтересовать детей учебой в школе и настроить на
уверенное и успешное вхождение в новый жизненный этап?
Современная школа базируется прежде всего на классном
учителя-профессионале, а уже потом - на различных технических новациях,
евроремонтах, иностранных связях и тому подобное. Если бы мы могли поставить
вопрос, что важнее для ребенка - профессиональное знание учителем предметов или
его любовь к детям, ответ был бы, пожалуй, довольно неожиданным.
Для ребенка в
начале обучения решающее значение имеет любовь учителя, а не знание им
предмета. Разумеется, мы не говорим о том, что учитель в начальной школе должен
быть невеждой. Конечно, важно, чтобы любовь и его вера в ребенка были связаны с
глубоким профессиональным знанием предметов. Это и будет идеальный педагог для
вашего ребенка.
С приходом в школу начинается важный этап в жизни
ребенка. Возникает новая социальная позиция-ученик, то есть непосредственный
участник одной из форм общезначимой деятельности-учебной, требующей большого
напряжения сил. К ребенку в этот период выдвигаются новые требования, у него
появляются новые обязанности, новые товарищи, новые отношения со взрослыми,
которые также требуют определенных моральных усилий и опыта.
Поступая в школу, большинство первоклассников
проявляют искреннее желание учиться. Сначала его привлекают внешние моменты
школьной жизни: школьная сумка, новые тетради, яркие учебники, сама школа,
друзья. Необходимо обеспечить его безболезненное принятие нового вида
деятельности.
Психологическая готовность
ребенка к школе
характеризует его способность усваивать учебный материал в условиях урока.
Низкая психологическая готовность ребенка к обучению выражается в том, что он
недостаточно эффективно может управлять на уроке своим поведением и
познавательными процессами для успешного освоения учебного материала.
6-7 летний возраст-это переломный этап в развитии
ребенка, когда происходит, существенная перестройка всех физиологических
функций. В этом возрасте проявляются новые возможности в активности головного
мозга. В этот период резко увеличиваются ресурсы детского организма, интенсивно
развиваются все системы организма-сердечно-сосудистая, дыхательная,
опорно-двигательная, эндокринная и др. С началом обучения у ребенка меняется
привычный образ жизни, установленный режим дня, появляется много новых
обязанностей, расширяется круг общения все эти факторы, безусловно, влияют на
физическое и эмоциональное состояние маленького школьника.
Большинство дошкольников посещают подготовительные
занятия. Родители часто рассчитывают на то, что дети будут подготовлены к школе
силами воспитателей, учителей, проводящих эти занятия. Но опыт показывает, что
ни одно учебное заведение не сможет заменить семейное воспитание. Если в семье
занятиями ребенка не интересуются, не поощряют его к тщательности, он начинает
относиться к учебе небрежно, не стремится исправлять ошибки, невнимательность
родителей глубоко оскорбляет его, он замыкается в себе, перестает стараться. С началом
школьной жизни меняется дневной график, к которому ребенок привык в детском
саду. Возрастает нагрузка, увеличивается утомляемость, что может привести к
апатии, безразличному отношению к учебе или, наоборот, к чрезмерной
возбудимости, раздражительности. Поэтому родителям нужно с самого начала
организовать оптимальный режим дня: равномерно распределять время для учебы,
отдыха. Пока не пройдет период адаптации, не стоит сразу загружать ребенка
различными кружками или секционными занятиями, лишать общения с друзьями или
иных вещей, к которым он привык, обязательно отводить максимум времени для
прогулок на свежем воздухе. Но в его жизни появились новые обязанности, которые
следует выполнять.
Следует учитывать анатомо-физиологические особенности
детского организма. В это время происходит его перестройка, увеличивается
физическая сила и выносливость, но нагрузка должна быть умеренной и
соответствовать возможностям организма. Следует избегать однообразной
деятельности, сочетать различные виды учебного процесса (письмо, чтение,
математические расчеты), тренировать психические процессы память, внимание,
воображение. Усвоение нового материала не должно продолжаться слишком долго и
должно заканчиваться двигательными упражнениями - гимнастикой для глаз,
разминкой для рук, особенно важна гимнастика для спины. Несложные физические
упражнения помогут ребенку улучшить самочувствие, расслабиться, снять
напряжение. Большую роль в жизни ребенка играет особенность учителя.
Таким образом, усилия учителей, воспитателей, родителей
должны быть направлены на развитие педагогической, интеллектуальной,
мотивационной, эмоционально-волевой, коммуникативной сферы. Если ребенок пришел
в первый класс подготовленным, если он чувствует поддержку и позитив со стороны
родителей, если видит в учителях мудрых и добрых наставников, если ему удастся
найти общий язык со сверстниками, то обучение будет даваться ему довольно
легко.
Как говорят в народе: «Дорога ложка к обеду», -
поэтому не искушайте судьбу и характер собственного ребенка, относитесь к его
подготовке к школе благоразумно, планомерно, делайте взвешенные, обдуманные
шаги. Лучше сейчас предупредить последствия, чем потом их исправлять. Все в
природе происходит в свое время. Помните об этом!
Родителям следует помнить:
- Положительное отношение ребенка к будущему обучению
имеет большее влияние на адаптацию ребенка к школе и его будущие учебные успехи
и достижения.
- Игра для успешного развития и реализации
способностей дошкольника играет существенную, решающую роль, которую ничто
другое не может заменить.
- Подготовка к школе - это путь совместной деятельности и взаимодействия
ребенка и родителей.
Комментариев нет:
Отправить комментарий