Готовность ребенка к школе не является простым показателем, то есть таким, когда
можно сказать - она есть или ее нет. Готовность
к школе впитывает в себя все те результаты, к которым вы стремились год
за годом все 6-7 лет, и изо дня в день, воспитывая сына или дочь, создавали
условия для их всестороннего развития.
Специалисты-психологи на первое место ставят
мотивационную готовность к обучению. То есть, когда ребенок имеет правильное
представление о школе и ее требованиях: «Мне уже 7 лет, я хочу идти в школу,
чтобы выучиться хорошо, работать, стать врачом, модельером, конструктором», -
говорит ребенок.
Иногда у детей не совсем правильная мотивация: «В
школе лучше, чем в саду, - говорит ребенок, - там не надо спать». «В школе есть
перемена, можно выходить в коридор и бегать». Дети с таким представлением о
школе встретятся с непредсказуемыми трудностями и уже через несколько дней,
если дома и в школе не предоставить им соответствующей помощи и поддержки,
скажут, что они в школу не хотят. А есть и такие, которые знают о требованиях к
школьнику и одновременно боятся, опасаются: «В школе очень трудно, я не знаю,
хочу идти в школу, но страшно ...». Да! Дети тоже нуждаются в советах
психолога.
Но и знания не у всех будущих первоклассников
одинаковы. Конечно, по уровню знаний дети отличаются. Разумеется, чем больше
ребенок знает, тем увереннее чувствует себя в школе. Но иногда и у маленьких
«вундеркиндов» возникают трудности - дети не всегда умеют четко выразить свое
мнение, вовремя отреагировать на вопрос, отстоять свою позицию. Этому еще
предстоит учиться и учиться ... поэтому не стоит разделять детей на «умных» и
«не очень», устраивая экзамен дошкольникам. Другое дело, когда учителя и специалисты
хотят лучше познакомиться, пообщаться с будущими учениками. Этого не стоит
бояться.
Итак, получается, что некоторые будущие проблемы, с
которыми столкнулись сегодняшние дошкольники осенью, можно прогнозировать?
Да! Это можно предвидеть. Например, тип темперамента
ребенка напрямую связан с тем, каким учеником он станет. У оживленных,
жизнерадостных, подвижных Сангвиников часто проблемы связаны с тем, что они
непоседливые. От замедленных Флегматиков нельзя требовать быстрого вовлечения в
процесс работы. Меланхолики - быстро устают, а Холерики - непослушны и забияки.
Это в целом. А если брать конкретного ребенка - здесь ряд проблем, по поводу
которых стоит посоветоваться. Поэтому родителям важно знать темперамент своего
ребенка хотя бы и для того, чтобы найти ключ к его поведению, а иногда и
объяснить учителю, почему ребенок именно такой.
Нередко родители оказываются в такой ситуации, когда
приходится отстаивать личность своего ребенка перед авторитарной позицией
учителя. На чьей стороне тогда психолог?
Психолог всегда на стороне ребенка. Ребенок - не
плохой и не хороший, он такой, какой есть. И еще. Нельзя сравнивать детей с
другими детьми. Следует сравнивать ребенка с ним же, но днем, месяцем, годом
ранее. Как он изменился, чего достиг? А любовь родительская - это душевная, а
не умственная категория. Она должна согревать и защищать ребенка всю жизнь,
давать силу, поддерживать в трудную минуту ...
Конечно, не только радость, но и чувство большой
гордости охватывает ваших дочь или сына, когда вы вместе покупаете и приносите
домой школьные вещи. Ребенок хочет поделиться своей радостью с бабушкой, с
детьми во дворе или в саду. Такие эмоции надо подкрепить внимательным
ознакомлением с каждой вещью, исследовать с будущим учеником их назначение, где
он будет храниться дома, в те дни, когда его не надо нести в школу (на столе, в
ящике), и как разместить в ранце, в портфеле? Как чистить и гладить школьную
форму? Как вешать на плечики в шкаф?
Специально потренируйтесь с ребенком в составлении
вещей в ранец. Это может быть вашим ежедневным занятием в течение недели -
перед вечерней сказкой. Чтобы избежать однообразия, занятие может проводиться
как игра.
Игра «Собери в школу ранец»
Перед игрой необходимо еще раз рассмотреть с ребенком
ранец: какой он привлекательный по форме, цвету, удобный по размеру,
конструкции. С любовью сделанный, чтобы им было приятно пользоваться, ходить в
школу. Поупражняться в застегивании и расстегивания молнии, липучек, замочков,
рассмотреть все отделения, поговорить об их назначении. Чем лучше ученик
ухаживает своим ранцем, тем дольше эта вещь будет служить.
Переходим к игре. На столе лежит ранец и несколько
предметов: пенал, карандаши, ручка, тетради, папка, сумка для завтрака. Ребенок
должен быстро и аккуратно собрать вещи в ранец. Игра заканчивается, когда все
вещи сложены и ранец закрыт. На другой день игру можно повторить, используя
часы - определять, сколько времени нужно для того, что маленький ученик правильно
и аккуратно сложил вещи в портфель.
Вы сделали все, что могли, что подготовить малыша к
важному этапу его жизни-походу в первый класс. И все же вы беспокойные - как же
оно все будет? И ваш ребенок тоже нервничает, переживает.
Чтобы проверить и успокоиться, нужно проверить, что
знает ваш ребенок о школе, о том, как надо вести себя в новых условиях.
Комментариев нет:
Отправить комментарий