Существует методика Марии Монтессори о естественном и
свободном деятельном развитии здорового ребёнка в специальной среде, где прежде
всего давалась бы работа его рукам. Рукам, а значит душе, сердцу, эмоциям и
голове постоянно находились интересные посильные занятия, становясь все сложнее.
Взрослый не делал бы ничего за ребёнка, он только помогал бы ему. И всё
воспитание как бы заключалось всего лишь в помощи психофизическому развитию, в
передаче активности самому ребёнку.
Кажется, в нашей отечественной педагогике те же самые
принципы. Вот только
классических, народных развивающих игр – материалов нет,
да и доверия возможностям детской руки – тоже. Ни ручной мельницы, ни прялки,
ни молотка, ни спиц вязальных, ни крючков…
Кто же видел, да и кто же допустит, что бы в наших семьях
или детских садах трёхлетки самостоятельно пользовались ножами, ножницами,
молотком, отвёрткой?! Отсюда увлечение словесным, вербальным воспитанием или
той наглядностью, которая только для зрительного и слухового восприятия.
Нечасто даже канаты, качели, перекладины и шведские стенки
есть в том помещении, где находятся дети. Боясь травматизма физического,
взрослые забывают о том, что тепличным воспитанием, ограждением от необходимого
обделяют ребёнка, делают его травматичным психологически. При это вербальное воспитание
делает ребёнка болтуном – неумейкой.
Наши предки воспитывали своих наследников по такой
методике задолго до Монтессори. Наши деды – прадеды детей чуть ли не с рождения
снабжали маленькими копиями орудий труда и упражняли детские ручки в разной работе.
Происходило это обязательно в том возрасте, когда подражание у малышей ещё не
угасло, и любая взрослая деятельность представлялась самой привлекательной.
Дети наслаждались и работой, и общением с родителями, и их подбадриваниями, и
оценкой труда – непременно поощрительно высокой.
Наши отечественные учёные, физиологи и педагоги писали о
важности стимулирования мозговой деятельности через ручную деятельность. Также
отечественными педагогами разрабатывались специальные игровые пособия для
упражнения руки.
Но часто на практике в советские времена методика
стимулирования руки-и тем самым, стимулирования мозговой деятельности –
применялись лишь в дефектологии, логопедии. Зато существовал принцип трудового
воспитания.
О системе Монтессори до 90-х годов упоминали как о
буржуазной, зато сегодняшние родители слышали о системе, близкой к Монтессори -
о методике Никитиных. Многие знают о системе физического воспитания, а о ручном
развитии интеллекта, знают меньше. В современных семьях чаще заботятся о развитии
книжного ума, а на деле он получается телевизионный, это когда ребёнок не занят
ничем кроме просмотра подряд всех телепередач. Психологическая травма,
нанесенная бездельным времяпрепровождением и содержанием взрослых телепередач,
во внимание не принимается. А тем самым руки, не занятые делом, становятся
неуправляемыми. Неумейки превращаются в нехочух.
К сожалению, идеи о важности ручного или мануального
интеллекта пока современными родителями не разделяются. Устарели эти идеи
вместе с ручным производством.
Когда стали возникать Монтессори–группы, то их первым
оборудованием стали домашние инструменты, в этих группах дети рано приобщаются
к разнообразной ручной деятельности. Они чаще становятся умниками решателями
проблем, уровень развития произвольности у них также выше, чем у воспитанников
обычных групп. Читать, писать и считать с помощью ручных Монтессори – пособий
дети обучаются незаметно, каждый в свой срок, до школы, хотя их никто не
принуждает.
В традиционных группах редко можно увидеть необходимые для
ума и рук инструменты, а проверка умелости детских рук показала, что она ниже
нормы (дети не умеют перед школой завязывать шнурки, не режут ножом, не умеют
пилить, забивать гвозди, пришивать пуговицы).
Ручной труд и ручные умения детей, по мнению родителей,
дело школы, к тому же, в современном компьютерном мире, это почти лишнее. А как
же обойтись в будущем без хирургов, массажистов, ювелиров, скрипачей,
художников и т.д., людей других ручных профессий, из неумелых в умелые руки
сами собой не превратятся.
Мы говорим о том, как развивает мозг рука ребёнка, что
могут сделать педагоги и родители для стимуляции и обогащения этого развития,
как взаимосвязаны ручное и интеллектуальное развитие.
А ведь к рукам у человечества еще издавна особое
отношение. Руками добывали огонь, защищали, строили жилище, лечили, учили,
шаманили, колдовали, крестились. По рукам гадали, судили о здоровье, о силе,
профессии, о характере, темпераменте. Наши предки заботились о развитии рук
своих детей – почти всю домашнюю работу определяли детям. Бабушки и мамы брали
детские ручки и заговаривали их от всяческих напастей, пальчики перебирали и
говорили магические слова. В народе белоручек не одобряли, это были только
больные дети и их жалели.
И в настоящее время развитие руки, ручных умений, мелкой
пальцевой моторики является одним из показателей и условий хорошего физического
и нервно–психического состояния у ребенка. По способностям детской руки
специалисты делают вывод об особенностях развития ЦНС, а также мозга.
Двигательная активность ребёнка является фактором, способствующим развитию
психики и интеллекта – такой вывод делают специалисты. От ловкости, быстроты и
точности в ходьбе, беге, прыжках зависит и ловкость пальцев.
Первой пищей для ума является информация, полученная
сенсорными каналами: зрительным, слуховым, обонятельным, осязательным, вкусовым
и кинестетическим.
Сенсомоторное (двигательное и сенсорное) развитие составляет
ФУНДАМЕНТ общего умственного развития.
Учёные доказали, что движения рук ребёнка наследственно не
предопределены, а возникают в результате воспитания и обучения. Для закрепления
точного двигательного навыка руки ребёнку в возрасте от 2,5-3 лет необходимо от
33 до 68 повторений. И только в дошкольном возрасте ребёнок способен после
определённых повторений производить движение по слову взрослого. Психологи
отмечают, что умственные способности ребёнка начинают закладываться очень рано
по мере расширения его деятельности, в том числе и ручной под влиянием общения,
и социальной среды.
Первый вид мышления наглядно или предметно – действенный,
можно назвать ручным, т.к. манипулируя предметами, ребёнок познаёт их свойства.
Это значит, что все мыслительные задачи ребёнок решает руками, а не в уме.
Методом проб и ошибок, случайного тыка, он добивается определённых целей. Чем
больше запас действий, тем скорее ребёнок перейдёт к следующему этапу мышления
– наглядно – образному, когда будет оперировать уже не самими предметами, а их
образами. Только пройдя этот этап, ребёнок перейдёт к третьему виду
мышления–словесно–логическому или абстрактному, решая практические задачи уже в
уме, а не руками. Это мышление оперирует не образами, а понятиями и формируется
в речи.
Вот и напрашивается вывод, что НАЧАЛО РАЗВИТИЮ
МЫШЛЕНИЯ ДАЁТ РУКА.
Как же рука обследует предметы?
Выделено пять основных движений:
-лёгкое прикосновение;
-постукивание;
-взятие в руки (хватание);
-надавливание;
-ощупывание (перцептивные действия).
Рука,
добывающая здоровым и больным детям знания, уникальна и неслучайно названа –
ЭКСПРЕССИВНЫМ ОРГАНОМ ИНТЕЛЛЕКТА.
Комментариев нет:
Отправить комментарий